Знатоки творчества Булгакова выдвигают разные предположения по поводу того, где могла жить Маргарита. Сегодня я хочу познакомить читателей с версией писателя и неутомимого исследователя тайн литературы Альфреда Баркова, поскольку оно кажется мне наиболее обоснованным и логичным. Судите сами.
Дом ищут давно, но к единому мнению не пришли. Почему? Жилище Маргариты оказалось найти непросто из-за путаницы в отношении названия "Арбат". Итак, в романе написано следующее:
"Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк цел еще до сих пор."
Что такое «близ Арбата»? Понятие «близко» довольно субъективно. И кстати, что такое Арбат? Вопрос не такой глупый, как может показаться.
Дореволюционное понятие «Арбат» включало в себя не только знаменитую улицу. Был целый сектор Москвы, именуемый Арбатской частью.
Привожу фрагмент дореволюционной карты Москвы и легенду карты из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона»:
Подробнее с картой можно ознакомиться здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_административно-территориального_деления_Москвы
То есть весь сектор под номером 7 назывался Арбатским - или даже просто Арбатом!
Подобное деление Москвы сохранялось вплоть до 30х, параллельно с введенным делением на 6 райнов.
Прошу обратить внимание на крохотный голубой лоскуток, подписанный на карте Патр. пр. Да, это Патриарший пруд.
Далее, автор утверждает, что полет Маргариты и погоня Бездомного за Воландом имеют общую точку – некую скособочившуюся нефтелавку. То есть, скорее всего, и Маргарита, и Бездомный видели одну и ту же нефтелавку – иначе зачем так настойчиво автору ее упоминать дважды? Те, кто подробно исследуют роман, знают, что случайности – это не про «Мастера и Маргариту».
"Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой <…> с покосившейся дверью нефтелавки<…> Только каким-то чудом затормозившись, она не разбилась о старый покосившийся фонарь."
"Иван Николаевич <…> снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку <…> проходит мимо нефтелавки, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой – <…> готический особняк."
То есть Понырев-Бездомный ходит по маршруту погони за Воландом. (Маршрут полета Маргариты он знать не мог, да и он его и не мог интересовать.) Очевидно, что все рядом – Патриарший пруд и готический особняк.
Для тех, кто дочитал – та-дамм! Вот он, красавец, единственный подходящий дом в этом районе:
Это особняк Зинаиды Морозовой, ныне Дом приемов МИД. Кстати, для тех, кто все еще не верит, что этот дом находился «на Арбате», Барков приводит воспоминание Шаляпина, которого Савва Морозов пригласил на новоселье: « Построил он (Морозов) себе новый дом на Арбате и устроил большой праздник, на который, между прочим, был приглашен и я».
Теперь перейдем к описанию дома и будем ставить галочки.
Особняк готический (ну или псевдоготический, не суть) – да.
«Трехстворчатое окно в фонаре» - да. Имеется эркерный выступ, и в нем как раз – трехстворчатое окно.
На втором этаже, как и в романе? – да.
Где сад? Его вырубили в 1988 г перед визитом Рейгана. Так что сад был. Еще галочка.
Если кто-то сомневается до сих пор, приглашаю почитать самого Баркова, "Метла Маргариты. Ключи к роману Булгакова". Там проанализировано даже, с какой стороны светит луна на особняк, и множество других деталей.
Одно лишь кажется неправдоподобным – что Маргарита и ее муж занимали весь второй этаж. В эру коммуналок это куда невероятнее, чем полет на метле…