Для тех, кто любит подлиннее.
На мой взгляд этот фильм никак не хуже, а может и интереснее, глубже, полезнее "Острова" Павла Лунгина. Но он незаслуженно обойден вниманием, как говорится, широкой публики. Провалился в прокате.
При пересмотре фильма отметил один минус — голос Маковецкого после мультсериала о трех богатырях ну никак не вписывается в образ Отца Александра. Но все остальное — идея, накал, поступки, жертвы, смерти — выше всяких похвал. Только молчаливое преклонение...
Опять же не беру историческую правдивость показанного, которая многократно обругана, дескать колхозницы одеты очень хорошо, полицаи по гибели не отпеты батюшкой, да и главный герой не "пастырь, проповедник, духовник, миссионер, просветитель, а агитатор и социальный работник". У меня нет умения и наглости поспорить с этими словами протоиерея Георгия Митрофанова, никак не дорос до этого, но несогласие свое выразить могу. И выражаю.
Пусть прототип отца Александра, Алексий Ионов очень не похож своими взглядами на героя Сергея Маковецкого, но это все-таки художественное произведение со своей трактовкой событий и поступков людей.
Простите за длинное вступление, а теперь к фильму Владимира Хотиненко "Поп".
Латвия, тихое село с таким же названием ("Тихое"), 21 июня 1941 года. Погожий летний день, идиллия. Русский батюшка в своей скромной хате слушает Верди и вырезает картинки на библейские темы. Душевно беседует с мухой (кстати, при хорошем звуке она очень мерзко жужжит, даже кожа самопроизвольно дергается).
Все, как обычно, спокойная сельская жизнь со своими заботами. Матушка Алевтина (Нина Усатова) беспокоится, что куры активно несутся, не к добру, дескать. Сосед Моисей пришел с проблемой — дочь Хава (Елизавета Арзамасова) хочет креститься, что крайне заботит отца пятерых дочерей:
"То кто ж ее возьмет замуж? Наши не возьмут, потому что она ваша, а ваши не возьмут, потому что она наша."
Сильно уважение к православному батюшке в народе и в не очень благоприятное для этого время. Как позже становится известно, отцу Александр тоже, как и многие-многие священники первой половины XX века тоже довелось испытать веру в "местах не столь отдаленных". Вот дилемма: и отказать в справедливой просьбе Моисея нехорошо, и удовлетворить его желание — отговорить от Христа, тоже неправильно.
В итоге новая дочь принимается в лоно православной церкви и именем Ева в тот день, когда в село "Тихое" приходят немцы.
Не знаю, опять же, насколько исторически верно показана встреча гитлеровцев жителями Прибалтийской деревни, но верю...
Письмо Владыки Сергия (Юрий Цурило) призывает сельского батюшку прибыть в Ригу.
Оказывается, немцы хотят использовать влияние православных священников для своих целей, организовав Псковскую православную миссию. Возрождая разрушенные большевиками приходы, фашисты рассчитывают привлечь на свою сторону народ.
Здесь, как пишут, опять расхождение с исторической правдой. Потому что в фильме отец Сергий во главу угла ставит именно помощь людям, особенно нуждающимся в поддержке.
"Народу нашему под немцем совсем плохо будет. Так разве можем мы оставить его еще и без Божьего утешения".
И, как солдат Христа, отец Александр едет в село Закаты, где находится храм его небесного покровителя "Александра Невского".
Жуткие картины оккупации: пленные, дойка мертвой коровы...
Ни за что убитая девушка Маша.
Отца Александра ждет восстановление храма, превращенного в клуб.
Из реки достают утопленный церковный колокол.
Служба налаживается.
Батюшку разыскивает недавно крещенная им Ева, которой удалось спастись, единственной из всей семьи. По дороге она встречается с Алексеем (Кирилл Плетнев), уроженцем села Закаты, женихом недавно убитой девушки. Ненависть, переполняющая Алексея, выплескивается на священника.
Для Лехи отец Александр символ всего чужого, злого, что случилось в его родном селе.
Не протестуя, покорный происходящему, батюшка только просит разрешения отпустить грехи молодому человеку. Ошарашенный Леха не может ничего возразить.
Единственное, что он произносит:
"Ну ты, поп, даешь".
А отец Александр благодарит Господа за то, что уберег "дурака" от большого греха.
Бывший милиционер, а теперь главный полицай Владыкин приходит к батюшке на беседу.
Просит исповедовать его, рассказывая жуткие вещи о своей службе.
"А ведь ты, Владыкин, не раскаиваешься. Какое же тебе отпущение?"
— не может пойти против совести отец Александр.
При содействии полковника Фрайгаузена, куратора миссии, священнику удается поддерживать вещами и продуктами наших военнопленных из близлежащего лагеря и даже привести часть из них на празднование Воскресения Христова.
Семья священника пополняется детьми-беженцами из Ленинграда и узниками, освобожденными из страшного детского концлагеря Саласпилс.
Убеждения не позволяют честному служителю церкви отпеть полицаев, убитых партизанами.
"Со святыми упокой?.. Но скажем честно — чего заслужили сии люди, здесь предлежащие?.. Наше пение и наши молитвы не будут искренними, а стало быть, будут лживыми... Они изменники Родины и убийцы безвинных людей".
И тревожит его после этого не собственная судьба, а слезы матушки Алевтины и дальнейшее существование его уже очень многочисленного семейства.
Не боится он и прогнать из дома полковника после казни четверых молодых партизан, которой батюшка не смог помешать.
Новая беда пришла в его дом. Заразившись тифом во время очередного посещения лагеря, матушка Алевтина уходит в пургу из дома, чтобы не передать болезнь остальным домочадцам.
Вот тоже христианский пример, ибо
"нет больше той любви, аще кто положит душу за други своя" (Евангелие от Иоанна).
Наверняка здесь можно было бы подобрать куда больше цитат из Священного Писания, но пока не обладаю таким знанием этих книг. Только стремлюсь.
Но все проходит. Пришел конец и фашисткой оккупации. А отец Александр (отказавшийся от предложения Фрайгаузена эмигрировать) арестован за сотрудничество с врагами.
И снова отправляется следуя пути Христа.
Он выжил. И показан нам уже в 1979 году, монахом Псково-Печерского монастыря.
Через что ему пришлось пройти — создатели фильма умалчивают.
У меня в жизни пока не встречались такие уВЕРенные люди, но я верю, что это истина. Это есть.
И Слава Богу.
Спасибо создателям фильма.
Очень хочется, чтобы он шире был показан, пробуждая в человеках веру в честное, хорошее, настоящее, вечное.