Найти тему

8 критических ошибок в стратегических сессиях

За моими плечами несколько десятков стратегических сессий, но до сих пор я не могу о какой-то сессии сказать, что она подготовлена и проведена идеально. Всегда есть над чем ещё работать.  Но есть ошибки, которые категорически нельзя допускать.   Топ этих ошибок появился  у меня из практики.

  • Не чётко поставлены цели и задачи сессии. Надо, например, иметь ввиду, бывает так, что  собственник может озвучивать одни цели, а реально будут другие.
  • Сессия проводится без участия собственников. Решения сессии, в которой  не участвовали  собственники, мало реализуются. Им будет непонятно, откуда эти решения взялись. То, что логично для команды, которая занималась несколько часов аналитикой и выработкой решения, не очевидно для человека, который не принимал в  этом участие.
  • Не проводится аналитика. Несколько раз я шла на поводу  у заказчика, когда мне говорили, что аналитика не нужна, потому что все данные по текущему  состоянию бизнеса у них есть. В результате трудоёмкость и продолжительность сессии оказывалась ещё выше. При разработке и принятии решений выяснялось, что не хватает данных.  Приходилось прерывать работу на несколько дней, а иногда недель, для проведения аналитики.
  • Не определён бизнес — результат, что компания получает при завершении сессии.  Результатом сессии должны быть  не только эмоции и констатация факта, что  хорошо пообщались по поводу будущего  компании. Факт, что ведущий понравился,  хорошо организовал процесс, вообще  является необходимым, но не достаточным. В каком виде  фиксируется достижение целей и задач сессии? Какие  должны быть документы и как потом их будут использовать руководители?
  • Не определены механизмы реализации и контроля выбранной   стратегии.Часто бывает так, что собрались на 2-3 дня, пообщались, разошлись, и через 2 недели уже забыли об этом мероприятии. К сожалению,  сессии могут иметь очень разный эффект. В руках  одних руководителей, разработанная стратегия становится планом жизни, дорожной картой, по которой он руководит, а другие руководители складывают материалы в стол.
  • Не определена персональная ответственность за достижение целей. Те цели, по которым  не поставлены конкретные фамилии тех, кто отвечает за  их достижение,  не будут достигнуты.
  • Не проводится экономическое обоснование принятых решений. Любое решение требует каких-либо затрат: временных, трудовых, а в конечном итоге финансовых. А доходы компании позволят  эти  решения реализовать? А  реализация решения принесёт компании ожидаемый эффект? Если ответа на  этот вопрос нет в рамках сессии,  то нужно  определить сроки, когда будет  подготовлено технико-экономическое обоснование.
  • Не оцениваются риски достижения целей. Всегда будут препятствия в достижении целей, как внешние, так и внутренние, это и  есть риски. Их нужно оценить на стадии постановки целей. Я часто вижу в компаниях очень интересные и амбициозные цели, которые не достигаются. На этапе принятия целей не были определены внутренние ресурсы для их достижения.   При этом деньги в компании есть, а вот одномоментно набрать персонал для реализации  такой цели нереально.  В  этом случае, как минимум, сроки достижения целей должны пересматриваться.

Полностью статью можно прочитать на моём сайте