Легендарное «Великое посольство» Петра I стало отправной точкой для самых масштабных реформ в Российском государстве. Пускай давались они с большим трудом, пускай не все получалось сразу и не хватало рабочих рук, государь вместе со своими подданными и иностранными специалистами проделал огромную работу. Одной из его самых сокровенных мечт было покорение моря. Здесь Петр Алексеевич воспользовался опытом английских и голландских мореплавателей.
В 1710 году на базе множества документов, созданных раннее, появились «Инструкции и артикулы военные российскому флоту». «Инструкции» писались при участии норвежского адмирала Корнелиуса Крюйса. Он же ровно через десять лет создал «Морской устав», представлявший скорее выжимку правил голландского флота. Ну а поскольку на корабле каждая пара рабочих рук на счету, устав жестко регламентировал систему наказаний. Впрочем, смертная казнь предусматривалась лишь в случае убийства. Собственно, другие наказания были традиционными – килевание или же более гуманное купание с реи. Из мелких применяли клеймение, сечение шпицпрутенами отсечение ушей или пальцев.
В общем, любые неприятности на корабле было легче предотвратить, чем потом разгребать их последствия. Именно поэтому суеверия и приметы на корабле были куда важнее устава. Они, кстати, гораздо эффективнее помогали соблюдать дисциплину. Самое известное суеверие о женщине на корабле родилось в Англии. Дело в том, что в английском языке слово ship (корабль) – женского рода, и раньше считалось, что судно непременно будет ревновать команду к представительнице прекрасного пола на борту. Кроме того, на корабль не пускали юристов, защищавших интересы судовладельцев и служителей любого религиозного культа. Само собой разумеется, несчастья в плаванье приносил покойник, а вот рождение ребенка наоборот считалось удачей. Откуда ему было взяться на корабле без женщин – другой вопрос.
Раньше на судах никогда не было замков. Чужие чемоданы и сундуки были неприкосновенны. Матросы друг у друга не воровали, а вот к кражам у высших чинов относились иначе. Нельзя было свистеть. Вернее, относились к этому скорее по-шамански. Бездумное присвистывание жестоко каралось, но капитаны и боцманы с помощью этой нехитрой процедуры могли вызывать ветер. Для этого рядом с молитвенником на корабле всегда хранили особый свисток, при чем сила и количество посвистов определяли силу попутного ветра. Моряки всегда с большим уважением относились к птицам. Они никогда не убивали чаек – в их тела, согласно поверью, переселялись души погибших мореходов. Знамений от бакланов побаивались. Считалось, что если баклан сядет на борт корабля и захлопает крыльями, кто-то из команды обязательно умрет.
Что касается песен, на корабле обычно разрешались баковые концерты – примерно с шести часов и до вечерней молитвы. В остальное же время (а особенно при тяжелой работе) петь строго-настрого запрещалось. Тишину могли нарушать лишь команды старшего офицера или дудка боцмана.
Вам может быть интересно:
Теневые правители Руси
Самые крупные ограбления СССР
Невероятные совпадения в истории