Найти в Дзене
Мореход

Кто быстрее, шхуна или бриг?

Парусники прекрасны, но между ними есть конкуренция и главный вопрос - это какую скорость они могут развивать в одинаковых условиях.

Слева и впереди марсельная шхуна, справа бриг. Видно, что бриг взял слишком круто к ветру и вот-вот его потеряет. Шхуна "летит" под всеми парусами и в данный момент выдает максимальную скорость.
Слева и впереди марсельная шхуна, справа бриг. Видно, что бриг взял слишком круто к ветру и вот-вот его потеряет. Шхуна "летит" под всеми парусами и в данный момент выдает максимальную скорость.

Как правило для того, чтобы выяснить какой парусник быстрее нужно поставить их "ноздря к ноздре" и устроить гонку, то бишь, регату.

Шхуна - это парусное судно с косым парусным вооружением. Основное достоинство шхуны заключается в том, что она может легко ходить против ветра. Конечно же и по ветру шхуна побежит и побежит не плохо. Но умение шхуны очень остро вставать к ветру дает возможность ходить во всевозможных узостях или при установившемся встречном ветре на продолжительное время.

Для того, чтобы идти против ветра шхуна идет против него под определенным острым углом. В это момент она лежит на галсе. Однако наступает момент, когда шхуна не может дальше оставаться на галсе и должна встать к ветру под таким же углом только с другой стороны - это значит, что она меняет галс. Постоянная смена галсов называется лавирование. Для преодоления расстояния в определенном направлении против ветра шхуне требуется меньше галсов (потому что она может стоять к ветру под наименьшим острым углом) и при этом шхуна развивает максимальную скорость.

-2

Существует много разновидностей шхун, у них может быть две, три, четыре мачты, могут быть дополнительные паруса, в том числе и прямые, но суть одна.

Бриг - это парусное судно с прямым парусным вооружением. У брига две мачты и на обоих прямые паруса. Такой корабль может развивать мексимальную скорость при попутных ветрах. Более того, существуют дополнительные паруса для попутных ветров, которые делают эти парусники просто чемпионами.

Но вот против ветра ходить на "прямопаруснике" сложнее. Если встать к ветру под определенным острым углом с целью двигаться против ветра, то можно будет увидеть, что ветер дует не в тыльную сторону парусов, а во фронт.

-3

Корабль просто встанет, а затем увалится под ветер. Это не даст двигаться против ветра и лавировать, бриг не сможет преодолеть хоть какое-то расстояние против ветра в заданном направлении.

Но не все так плохо. Реи могут поворачиваться. Это значит, что паруса можно поворачивать влево, или вправо в зависимости от того каким галсом собирается идти корабль. Например: левый галс - это значит, что ветер дует кораблю в левый борт и паруса поворачиваются вправо. Таким образом ветру подставляются тыльные части парусов.

Площадь парусов у брига и у шхуны значительно отличаются. При одинаковой длине этих судов разница в площади парусности может быть кратна в разы. У брига она может быть в 3 раза больше.

-4

Если в свежий ветер поставить бриг в левый, или правый галс под всеми парусами, то корабль может значительно накрениться, это грозит опрокидыванием.

Это значит, что двигаясь галсами, капитан должен дополнительно управлять площадью парусов, убирать лишние, или брать рифы (каждый парус можно частично подвязывать под рею и уменьшать его площадь).

Такое обстоятельство снижает скорость. Вывернуть реи брига на значительные величины не представляется возможным из-за конструктивных особенностей, поэтому ставить корабль остро к ветру не получится. Это значит, что потребуется выполнить больше галсов с меньшей скоростью движения. Шхуна уже будет далеко впереди.

Бриг справа развернул паруса фок-мачты (передней мачты) против ветра. Видите, как они тянут корабль в противоположную сторону. А все для того, что бы полностью остановить корабль, оставив его при этом на заданном курсе. Пропускает помеху справа. (немного не по теме, но ведь красота же))))
Бриг справа развернул паруса фок-мачты (передней мачты) против ветра. Видите, как они тянут корабль в противоположную сторону. А все для того, что бы полностью остановить корабль, оставив его при этом на заданном курсе. Пропускает помеху справа. (немного не по теме, но ведь красота же))))

Но вот маршрут гонки изменяет направление и оба судна дут по ветру. Тут бригу мало равных. Поставив все паруса бриг может развить скорость в два раза и более превышающую скорость шхуны.

Многое зависит от формы корпуса, водоизмещения, ухода за корпусом судна, но если участок движения по ветру будет значительным, бриг многократно обставит шхуну.

Как правило гонка не проходит по одной прямой. Маршрут имеет несколько разнонаправленных участков, да и ветер может изменять свое направление и силу.

Везение и опыт экипажа, слаженные действия, верный расчет капитана - вот залог победы.

Вас могут заинтересовать эти темы:
Зачем мореходы хранят время?
Как мореходы прокладывают путь на карте
Баунти - история одного мятежа

Понравилась статья? Поставьте палец вверх и подпишитесь на канал "МОРЕХОД".