Найти в Дзене
Заметки печатника

МОЯ ШКОЛА

Оглавление

Известно, что моя школа - одна из старейших в Москве, основана она в 1851 году как Московское Мариинское училище для девочек, готовившее гувернанток и домашних учительниц. После событий 1917-го года в здании училища была открыта средняя школа №19 для мальчиков и девочек (этот номер сохранился до сих пор).

Правда, здание, конечно, теперь другое. Построено оно до войны, но школа переехала в него лишь в 1967 году. Здание добротное, кирпичное, четырёхэтажное, с более поздней пристройкой (спортзал, актовый зал, столовая, мастерские).

В Мариинском училище в 1894-1901 г. г. преподавал музыку Сергей Рахманинов. В 1936 году школе присвоено звание В. Г. Белинского.

В школе учились некоторые известные личности. Здесь проходил обучение Юрий Трифонов (1925-1981), советский писатель. В своё время мне довелось прочитать его книгу «Дом на набережной», а также некоторые рассказы. Из них я, к примеру, узнал, что Юрий Валентинович как минимум дважды побывал в Италии, причём в первой поездке у него ещё не было денег, а во второй деньги уже были. Мне, кстати говоря, тоже посчастливилось побывать в Италии, но, правда, пока один раз (без денег).

В Доме на набережной жил мой одноклассник Саша. Однажды мне даже довелось побывать у него дома. Помню высокие потолки и расписные стены. Трифонов жил в этом грандиозном строении эпохи конструктивизма с 1931-го по 1939-й годы. В этом же доме жил и друг Юрия Трифонова, Лёва Федотов, ушедший добровольцем на фронт и погибший в 1943-м году. Он оставил интереснейшие дневники. Видимо, этот талантливый парень обладал хорошей интуицией и досконально разбирался в мировой политике того времени, предсказав некоторые важные события нашей истории.

«Манера письма Трифонова — неторопливая, рефлектирующая, он часто пользуется ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни было чётко выраженной общественно-политической оценки».
В. Казак. «Лексикон русской литературы XX века»

-2

Юрий Трифонов, помимо всего прочего, опекал литературную молодёжь, в частности, его влияние на себя подчёркивал писатель Александр Проханов.

В бытность мою учеником младших и средних классов, на переменах мне иногда встречался пожилой, весь уже седой, в очках с толстыми линзами, учитель. В моём классе он не преподавал, а вёл уроки русского языка и литературы у старшеклассников. Звали его Давид Яковлевич Райхин (1908-1998). В своё время, а именно в 1941-м году, этот учитель и весь его класс ушли добровольцами на фронт. А педагогом, говорят, он был необыкновенным. Наверное, и Трифонова он же учил.

                                    Давид Яковлевич Райхин
Давид Яковлевич Райхин

Вообще, учителя в школе были хорошие, понимающие. В основном, это были «дети войны» - то есть в войну они были маленькими. У некоторых отцы погибли на фронте. К нам они относились добродушно и с заботой. Случалось мне, конечно, получать и подзатыльники от физрука Игоря Павловича, но, надо сказать, что я тоже был «не фунт изюма». Так что попадало мне за дело.

Наша учительница химии, Ольга Юльевна, старалась, чтобы до каждого из нас дошла суть её предмета. Она устраивала в какой-то определённый день после уроков дополнительные занятия с целью пересдачи неусвоенного материала, и работала с нами.

Русский язык и литературу довольно долгое время у нас вела Ирина Викторовна Дорожинская, недавняя выпускница вуза. Именно благодаря ей нашему классу выпал шанс уже тогда, в позднем СССР, познакомиться с православным священником – отцом Артемием Владимировым, который неоднократно вёл у нас просветительские беседы. Как я понял, отец Артемий с Ириной Викторовной учились в одном вузе.

Классные руководители приходили и уходили: у меня их, включая начальную школу, было пять. Но класс в целом оставался тот же, дружный: мы ходили в походы, занимались пионерской работой, собирали макулатуру. В старших классах у нас была начальная военная подготовка: мы не только маршировали и стреляли из автомата, но также съездили на полторы недели в летний военный лагерь в Нахабино, где привыкали быть «солдатами». Через пару лет это мне пригодилось…

Игорь Владимирович Преображенский
Игорь Владимирович Преображенский

Историю преподавал у нас в старших классах Игорь Владимирович Преображенский, лауреат конкурса «Учитель года» 1994 года, отличник народного просвещения РФ. Завершающее слово предоставляю ему:

«Родился в Москве в семье врача, за год до смерти И.В.Сталина. Школа, уроки посещали меня еще с десяток лет после ее окончания в форме ночных кошмаров. Наверное, это потому, что учился я не в школе номер 19 и учился главным образом по математике, химии и физике, мягко говоря, невразумительно.

Образование, которое я получил, было, по всей видимости, неплохим, но оказавшись в школе №19, а сюда я попал по распределению в 1974 г., уяснил, что его крайне недостаточно, а посему был вынужден доучиваться и переучиваться. Впрочем, это удел учителя. Каюсь, что не рассчитывал задерживаться в школе надолго, и, поначалу, искал возможность найти для себя что-то более, как мне казалось, престижное и достойное. Рад, что этот поиск так ни к чему и не привел и я, таким образом, задержался в школе на всю оставшуюся жизнь. На мой сегодняшний взгляд, главное достоинство работы в школе - это малое количество подлецов и мерзавцев, с которыми имеешь дело. Дети лучше взрослых. Они более искренни и непосредственны, их реакция на обстоятельства жизни более тепла и тонка. Это означает, что, общаясь с детьми, я могу снять маску и быть самим собой (а это многое значит, многое компенсирует). 19-я школа для меня вполне родная. Я работаю в ней большую часть жизни. С учениками прошлых лет и с нынешними связаны самые яркие мои жизненные впечатления. Со школой связана судьба трех моих собственных детей».

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И ОЦЕНИВАЙТЕ!