Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Парижский шик «Карнавальной ночи»

Кинофильм «Карнавальная ночь» (1956) - это не просто комедийно-музыкальный фильм; это — некий манифест новизны, которая воплощается в публичном унижении косного дундука Огурцова. Но есть в этой кинокартине 1950-х ещё один важный аспект — демонстрация модного стиля, и его носительницей показана Лена Крылова, героиня Людмилы Гурченко. Ещё в конце 1940-х в Париже возник этот женский облик — тоненькая талия, покатые плечи и общая хрупкость, исключавшая, впрочем, болезненность.

Возник этот женский облик — тоненькая талия, покатые плечи и общая хрупкость, исключавшая, впрочем, болезненность. Кадр из фильма  «Карнавальная ночь» (1956). Скриншот.
Возник этот женский облик — тоненькая талия, покатые плечи и общая хрупкость, исключавшая, впрочем, болезненность. Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956). Скриншот.

Типаж появился, как отрицание «спортивной ярости» 1930-х-1940-х, а в ещё большей степени — как воспоминание о точёных женщинах былого времени, когда у дамы не было иной заботы, кроме как подобрать ленточки для шляпки и кружево на манжеты. Изобретение, точнее — возрождение этого образа приписывают Кристиану Диору с его New Look-ом (опять же, взгляд вовсе не новый, а как раз намеренно ретроспективный). Типаж перестанет будоражить уже в конце 1950-х, сменившись подвижным и тощим силуэтом, но пока царил именно он.

Все эти диоровские штучки — для общества, где возможно сибаритство... https://ru.pinterest.com/
Все эти диоровские штучки — для общества, где возможно сибаритство... https://ru.pinterest.com/

В Советском Союзе New Look был, по факту, невозможен — до середины 1950-х держался довоенный формат красоты, связанный с выносливостью и деторождением, а все эти диоровские штучки — для общества, где возможно сибаритство. Не как образ жизни, а как некий очаровательный идеал. Мечта. Выйти замуж за миллионера и выбирать колье. В 1950-х в журналах демонстрировались изысканные молодые леди в манто, длинных юбках и в — утягивающем белье.

Однако на фоне Оттепели диоровский тип красоты оказался вполне возможен. Сканы автора текста.
Однако на фоне Оттепели диоровский тип красоты оказался вполне возможен. Сканы автора текста.

Однако на фоне Оттепели диоровский тип красоты оказался вполне возможен. Не в качестве основного (кстати, в США или, например, в Италии этот вариант тоже не рассматривали в качестве единственного — там царили мощные формы Мэрилин Монро и Джинны Лоллобриджиды). Героиня Людмилы Гурченко — лёгкая, но не легкомысленная. Созданная для порхания, но — лишённая «стиляжной» лености.

Кстати, в кадре имеется и стилевая противоположность Леночке Крыловой — местная секретарша — этакий плакатный образ с щеками и светлыми косами. Кадр из фильма  «Карнавальная ночь» (1956). Скриншот.
Кстати, в кадре имеется и стилевая противоположность Леночке Крыловой — местная секретарша — этакий плакатный образ с щеками и светлыми косами. Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956). Скриншот.

Найти «золотое сечение», чтобы остро-западный стиль мог казаться жизнеутверждающе-советским, сверх-советским. Кстати, в кадре имеется и стилевая противоположность Леночке Крыловой — местная секретарша — этакий плакатный образ с щеками и светлыми косами. Обе красавицы как бы воплощают «тоталитарный» и — новый, западнический варианты. Неслучайно, персонаж Тамары Носовой — не просто работница клуба, но именно личный ассистент Огурцова.

Героиня Людмилы Гурченко и типажи из пособия по кройке и шитью (скан автора текста). Кадр из фильма  «Карнавальная ночь» (1956). Скриншот.
Героиня Людмилы Гурченко и типажи из пособия по кройке и шитью (скан автора текста). Кадр из фильма «Карнавальная ночь» (1956). Скриншот.

Вообще, «Карнавальная ночь» - это о войне стилей, как и другой фильм раннего Эльдара Рязанова - «Дайте жалобную книгу» (1964) - при общей сюжетной несхожести, тут явное сходство в главном - в мотивах этой борьбы. И если мир Леночки Крыловой ещё как-то мирится с лепниной и балюстрадами сталинского ДК, то герои «Жалобной книги» и вовсе ломают стены. Директор Огурцов - не просто слон в посудной лавке, он - устарел, как вид и формат.

Зина Корзина (с)