Кинофильм «Карнавальная ночь» (1956) - это не просто комедийно-музыкальный фильм; это — некий манифест новизны, которая воплощается в публичном унижении косного дундука Огурцова. Но есть в этой кинокартине 1950-х ещё один важный аспект — демонстрация модного стиля, и его носительницей показана Лена Крылова, героиня Людмилы Гурченко. Ещё в конце 1940-х в Париже возник этот женский облик — тоненькая талия, покатые плечи и общая хрупкость, исключавшая, впрочем, болезненность.
Типаж появился, как отрицание «спортивной ярости» 1930-х-1940-х, а в ещё большей степени — как воспоминание о точёных женщинах былого времени, когда у дамы не было иной заботы, кроме как подобрать ленточки для шляпки и кружево на манжеты. Изобретение, точнее — возрождение этого образа приписывают Кристиану Диору с его New Look-ом (опять же, взгляд вовсе не новый, а как раз намеренно ретроспективный). Типаж перестанет будоражить уже в конце 1950-х, сменившись подвижным и тощим силуэтом, но пока царил именно он.
В Советском Союзе New Look был, по факту, невозможен — до середины 1950-х держался довоенный формат красоты, связанный с выносливостью и деторождением, а все эти диоровские штучки — для общества, где возможно сибаритство. Не как образ жизни, а как некий очаровательный идеал. Мечта. Выйти замуж за миллионера и выбирать колье. В 1950-х в журналах демонстрировались изысканные молодые леди в манто, длинных юбках и в — утягивающем белье.
Однако на фоне Оттепели диоровский тип красоты оказался вполне возможен. Не в качестве основного (кстати, в США или, например, в Италии этот вариант тоже не рассматривали в качестве единственного — там царили мощные формы Мэрилин Монро и Джинны Лоллобриджиды). Героиня Людмилы Гурченко — лёгкая, но не легкомысленная. Созданная для порхания, но — лишённая «стиляжной» лености.
Найти «золотое сечение», чтобы остро-западный стиль мог казаться жизнеутверждающе-советским, сверх-советским. Кстати, в кадре имеется и стилевая противоположность Леночке Крыловой — местная секретарша — этакий плакатный образ с щеками и светлыми косами. Обе красавицы как бы воплощают «тоталитарный» и — новый, западнический варианты. Неслучайно, персонаж Тамары Носовой — не просто работница клуба, но именно личный ассистент Огурцова.
Вообще, «Карнавальная ночь» - это о войне стилей, как и другой фильм раннего Эльдара Рязанова - «Дайте жалобную книгу» (1964) - при общей сюжетной несхожести, тут явное сходство в главном - в мотивах этой борьбы. И если мир Леночки Крыловой ещё как-то мирится с лепниной и балюстрадами сталинского ДК, то герои «Жалобной книги» и вовсе ломают стены. Директор Огурцов - не просто слон в посудной лавке, он - устарел, как вид и формат.
Зина Корзина (с)