Ваш малыш пошел в школу, и, к сожалению, почти сразу начались проблемы с его обучением. Учитель уже дал вашему первокласснику свою характеристику: медлительный, плохо запоминает, отвратительно пишет и т.д. Не огорчайтесь и не паникуйте. Тем более, не выражайте своих эмоций ребенку и ни в чем не обвиняйте его.
Вы должны понимать, что поступление малыша в школу автоматически не гарантирует должного проявления таких важных процессов, как внимание, мышление, память и т.д. Они проходят специальные этапы развития. Поэтому вам следует подходить к организации интеллектуального развития своего чада вооруженными некоторыми знаниями из области детского развития. И вам следует избегать весьма распространенной даже среди педагогов ошибки: от ребенка требуют того, что лишь со временем будет сформировано. Кстати, с помощью учителей и вас, родителей. Учитывайте и еще одно обстоятельство. Все дети разные, по объективным причинам они не могут развиваться, так сказать, синхронно. То, что для одного ребенка – «пара пустяков», для другого – пока непосильная задача.
Тяжкая доля первоклашки
Безусловно, всем родителям хочется, чтобы дети радовали их своими успехами в школе. Приятно самим осознавать и другим поведать, что ваш малыш – отличник. Но такое счастье не всем суждено. И хотя первый класс – это только начало большого пути в мир знаний, и все еще может измениться к лучшему, некоторые взрослые делают поспешный вывод: надежды не оправдались. Они не только прощаются с мечтами по поводу будущего своего чада, но и предпринимают необоснованные, непродуманные действия. И начинаются проблемы, в которые вовлекаются и родители, и учителя, и ребенок, который больше всех страдает.
Эта история произошла несколько дней назад. Я поднималась по лестнице и услышала детский плач. За мусоропроводом сидел мой сосед, первоклассник Тима, и безутешно рыдал. Я подумала, что дома никого нет, ключ он забыл, поэтому так расстроился. Но я ошиблась. В разговоре с не прекращающим плакать мальчиком выяснилось следующее. Он боится идти домой, потому что мама будет его ругать. Все воскресенье они учили с ней большое стихотворение, а сегодня у доски Тима не смог его рассказать. На втором уроке дети под диктовку учителя писали слова. Все успевали это делать, а Тима нет. Учительница подошла к нему, подняла его тетрадь, чтобы все ученики ее увидели, и сказала: «Вот за такую мазню я скоро будет ставить двойки». Затем все перечеркнула и попросила показать родителям «это безобразие». Но Тима плачет сейчас не только из-за этого. Вечером придет с работы папа, все увидит и узнает, и они будут ссориться с мамой. Он опять скажет, что мама сидит дома не для того, чтобы их ребенок был последним учеником в классе. А мама снова будет плакать. Тима признался мне, что не звонит в дверь своей квартиры с определенной целью. Может быть, сегодня к ним приедет бабушка, он ее встретит у лифта, и они, не заходя в квартиру, уедут к ней. «На всю жизнь», - сказал рыдающий мальчик…
«Товарищ память»
В силу возраста память первоклассника имеет границы возможного. Он обладает хорошо развитой непроизвольной памятью, фиксирующей эмоционально яркие для него сведения и события. Однако произвольная память, опирающаяся на использование особых приемов запоминания, логическую и смысловую обработку материала, для него пока не характерна. В возрасте семи лет ребенок лишь постепенно начинает контролировать некоторые процессы памяти. Его запоминание может происходить с использованием внешних атрибутов, таких, как схемы или карточки, когда имеются четко сформулированная установка, систематизация материала, подведение итогов. Все это следует умело применять при объяснении нового материала.
Прошло несколько школьных дней, а шестилетний Павлик так и не запомнил имя и отчество своей учительницы. Из-за этого он не мог задать ей интересующие его вопросы или обратиться к ней за помощью. Регулярно они вместе с мамой дома повторяли это труднопроизносимое словосочетание, но в классе оно вылетало из головы Павлика. Однажды мальчик признался, что опять забыл, как обратиться к учительнице, поэтому на перемене еле добежал до туалета. Мама решила помочь ребенку в запоминании имени и отчества учительницы с помощью ассоциаций. Они показались Павлику очень простыми, и он счастливый отправился в школу. Дома он рассказал маме, что ассоциации помогли ему только наполовину. Имя должен был напомнить цветок, и мальчик сразу вспомнил розу, а отчество – животное. Павлик забыл, какое животное – слон, лев или леопард. Он уже хотел обратиться к учительнице «Роза Львовна», но тут Маша, его соседка по парте, опередила его и произнесла нечто иное. Учительницу звали Лилия Тиграновна.
Не истина в последней инстанции
Разумеется, учитель – авторитетный для вас и ребенка человек. К его мнению и советам необходимо прислушиваться, его рекомендациям надо следовать. Кроме того, вероятно, вам понятно, что обсуждение и критика педагога в присутствии малыша недопустимы. Однако нередки такие случаи, когда в первые недели, а иногда и месяцы учебы учитель может дать неверную характеристику маленькому школьнику. Как правило, в классе довольно много детей, и оценить особенности интеллектуального развития каждого из них – задача сложная. Иногда педагог ошибочно трактует поведение ребенка или делает поспешные выводы о его способностях к обучению.
Первоклассники работали с прописями, учились писать элементы букв. В конце урока учительница дала задание – написать строчку прямых и строчку наклонных палочек. Сережа сразу же поднял руку, но учительница сказала, что все вопросы и просьбы она выслушает после написания палочек. Через несколько минут раздался звонок, учительница собрала тетради и попрощалась с детьми. В это время в класс вошла мама Сережи, чтобы поговорить с педагогом о своем мальчике. Все дети ушли, и учительница начала разговор. Прозвучало, что учеба дается Сереже с трудом. Он часто задает какие-то глупые вопросы. Ребенок медлительный. Вот, в частности, только что он не успел выполнить простое задание. Одна из двух последних строчек не написана. После такой беседы расстроенная мама спросила Сережу, почему он, который уже давно умеет писать все буквы, не написал эти самые палочки. Мальчик объяснил ситуацию. Он хотел узнать у учительницы, под каким наклоном должны располагаться палочки. Прямые – понятно, угол в 90 градусов, а наклонные – непонятно, 45, 60 или сколько-то еще градусов. Но учительница не захотела его выслушать.
Буйство фантазии
Как правило, все первоклассники живут в мире фантазий, у них прекрасно развито воображение. И, к сожалению, это обстоятельство в учебной деятельности им нередко вредит. Они уходят в мир воображения в тот момент, когда надо сосредоточиться.
На уроке математики маленькие школьники решали задачи. Учительница предлагала детям простые жизненные ситуации, а они должны были лишь записывать ответы в тетради. Стасик одну задачу не решил, о чем и поведала учительница маме, пришедшей встречать сына. По дороге домой мальчик объяснил маме, почему не записал ответ, хотя и знал, что если от пяти отнять два получится три. Учительница сказала: «Предположим, в руках у Пети пять яблок. Два яблока он отдал друзьям. Сколько яблок осталось у Пети?» Пока все дети «в уме» решали задачу и писали ответ, Стасик размышлял. По его мнению, Петя никак не мог удержать в руках сразу пять яблок. Два мог, три – возможно, четыре – вряд ли, а пять – нет. Яблоки – это не вишни и не сливы. Стасик сидел и представлял, как яблоки падают из рук Пети. Маленький школьник так и не предположил, что в руках у Пети было пять яблок, поэтому и не написал ответ задачи.
Задача с одним известным
Так получилось, что ваш малыш, начавший обучение в школе, пока не получил титула «Лучший ученик класса». Вы любите своего ребенка, значит, вы должны быть в большей степени заинтересованы в его гармоничном развитии, а не в отличных оценках по письму или математике. Пусть он растет человеком добрым, трудолюбивым, всесторонне развитым, физически и психически здоровым. Ваша задача сделать общение с маленьким учеником легким и продуктивным, а его школьное детство – радостным, безмятежным и счастливым. И самое главное на этом этапе – ваше понимание всех опасений, переживаний, проблем малыша, уравновешенность и доброта в контактах с ним.
Татьяна Порецких