На минувшей неделе появилась ясность, как именно будет достраиваться вторая тройка фрегатов проекта 11356, строительство которых на заводе "Янтарь" было остановлено из-за отсутствия энергоустановок, поставлявшихся ранее Украиной. Хороший повод оценить текущую ситуацию с оснащением строящихся фрегатов газотурбинными двигателями.
История вопроса
Для начала немного истории. В конце 1980-х годов Советский Союз считался одной передовых стран в области создания морских газотурбинных двигателей (ГТД). СССР первым в мире начал серийное строительство кораблей с ГТД. Конструкторский и производственный центр морского газотурбостроения располагался в украинском Николаеве.
После распада Союза энергетические установки николаевского предприятия "Зоря" – "Машпроект" успешно устанавливались на российские корабли. Ситуация изменилась после событий 2014 года, когда на экспорт в РФ был введён запрет. Среди пострадавших оказались фрегаты "адмиральских" серий, на которые оборудование не было поставлено в полном объёме. В ожидании ГТД на стапелях калининградского завода "Янтарь" замерли три фрегата проекта 11356, на петербургской Северной верфи – два фрегата проекта 22350.
Чтобы преодолеть зависимость от соседней страны и достроить корабли, была запущена программа импортозамещения, реализацией которой в части морских ГТД занялось рыбинское ПАО "ОДК – Сатурн".
Надежда из Рыбинска
Первые результаты появились в 2017 году, когда в присутствии президента России Владимира Путина был запущен сборочно-испытательный комплекс корабельных газотурбинных агрегатов.
По данным "ОДК – Сатурн", работа по морской тематике ведётся по нескольким направлениям, одно из которых – освоение серийного производства ГТД М90ФР мощностью 27500 л. с. Ожидается, что именно эти двигатели должны пойдут в качестве форсажных на строящиеся фрегаты проекта 22350 "Адмирал Головко" и "Адмирал Исаков". В качестве маршевых на этих кораблях используются дизельные двигатели Коломенского завода.
Опытные и опытно-поставочные газотурбинные двигатели "ОДК – Сатурн" изготовил в 2017 году. В сентябре 2018 года вице-премьер Юрий Борисов официально объявил о завершении испытаний и преодолении зависимости от украинских двигателей. Однако о поставке отечественных ГТД на фрегаты проекта 22350 пока ничего не известно.
Неконфликтное решение
Зато под конец 2018 года разрешилась проблема с двигателями для фрегатов проекта 11356. Здесь газовые турбины используются и в качестве маршевых, и в качестве форсажных двигателей. Решение для трёх кораблей, строящихся в Калининграде, пришло из Индии, куда были проданы фрегаты. Как пишет "Интерфакс" со ссылкой на представителя завода "Янтарь", на фрегаты "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Истомин" будут установлены энергоустановки украинского производства, ранее не поставленные в Россию. Оставшийся третий фрегат – "Адмирал Корнилов" будет отправлен на достройку в Индию.
Эту информацию подтвердил в недавнем интервью каналу "Звезда" президент ОСК Алексей Рахманов. По его словам, проблему с иностранными партнёрами можно будет решить, поскольку продукция будет изготавливаться исключительно для Индии.
Высказался глава ОСК и о созданном аналоге украинского ГТД – М90ФР: "По результатам испытаний мы получили некий прирост по коэффициенту полезного действия. С точки зрения затрат - пока мы получили продукт несколько дороже украинского, но при этом, если брать программу целиком, она получается экономически эффективной и выгодной".
Под "программой", по всей видимости, имеется в виду продолжение серии фрегатов проекта 22350 или его модификации. Как раз недавно Минобороны анонсировало активное строительство кораблей дальней морской зоны.
Так что теперь за результатами работы "ОДК-Сатурн" отрасль будет смотреть с удвоенной надеждой. Впрочем, как показывают комментарии к недавней статье ТГД про высокобортные дизели, ситуация на местах может несколько отличаться от официальной версии. К тому же, помимо запуска серийного производства двигателей, потребуется решать вопросы сервисного обслуживания.