Нанимаете ли вы smm-специалиста или сами работаете в этой области, нужно знать, что потребуется от сотрудника или от вас как smm-щика.
SMM-специалист – эдакий «многорукий многоног» с чётко обозначенной сферой – интернет-маркетинг. Его навыки затрагивают самые разные области, и, сосредотачиваясь на одних, не стоит забрасывать другие. Специализация специализацией, а форс-мажор никто не отменял. Так кто такой идеальный smmщик?
SMM-СПЕЦИАЛИСТ – СТРАТЕГ
Он:
1. Определяет целевую аудиторию (ЦА), изучает её поведение, интересы, направление этих интересов
2. Находит площадки с наибольшей концентрацией ЦА, понимает особенности ЦА разных соц. сетей
3. Анализирует нишу клиента
4. Строит стратегию нахождения компании в соц.сетях
5. Подбирает инструменты для решения задач
6. Разрабатывает систему показателей эффективности работы (KPI)
7. Определяет, как влияет SMM на бизнес заказчика
Проще говоря: планирование, прощупывание почвы, действие по плану и по обстоятельствам. Это важно, потому что иногда клиент не понимает, зачем ему вообще нужен SMM, но знает, что «так надо» и бессмысленно тратит деньги. Простой вопрос: какие цели у вашей страницы ВК/ОК/Instagram – может поставить его в тупик.
SMM-СПЕЦИАЛИСТ – РЕКЛАМЩИК
Он:
1. Умеет настраивать таргет в рекламных кабинетах
2. Имеет представление о настройке контекстной рекламы
3. Прогнозирует и оптимизирует рекламные бюджеты
4. Адаптирует рекламную кампанию под разные соц.сети
5. В курсе рекламных трендов и новинок
6. Создаёт автоворонки в мессенджерах
То, что SMM-специалист умеет настраивать рекламу, ещё не значит, что он должен это делать всегда. Иногда для этого нанимаются отдельные специалисты – таргетологи, seo, менеджер по контексту. Обычно это происходит при больших рекламных кампаниях.
SMM-СПЕЦИАЛИСТ – МЕНЕДЖЕР СОЦ.СЕТЕЙ
Он:
1. Позиционирует сообщество
2. Создаёт и продвигает мероприятия, онлайн-события
3. Придумывает конкурсы, розыгрыши
4. Повышает активность, охваты, вовлечённость
5. Настраивает службу поддержки в соц. сетях
6. Работает с негативными пользователями, отзывами, комментариями
7. Использует сторонние сервисы, приложения (масфоловинг, парсеры, отложенный постинг, кросспостинг, планирование ленты, сервисы рассылки и т.д.)
Эдакое «всевидящее око» с правой рукой на пульсе событий, а левой – на клавиатуре.
SMM-СПЕЦИАЛИСТ – КОНТЕНТ-МЕНЕДЖЕР
Он:
1. Создаёт контент-план
2. Адаптирует контент под разные соц. сети и форматы (аудио, видео)
3. Генерирует контент согласно плану, для разных соц. сетей
4. Пишет для блога
5. Пишет грамотно и понятно, понимает принципы построения текста
6. Формулирует УТП
С развитием мультимедийности текст отошёл на второй план, но совсем не стал бесполезен – и вряд ли станет. Просто понятие «текст» стало более широким, а, чтобы заинтересовать именно «печатным» словом, нужно всё больше и больше мастерства.
SMM-СПЕЦИАЛИСТ – КРЕАТИВЩИК
Он:
1. Знаком с базовыми принципами дизайна
2. Знаком с Photoshop
3. Работает с приложениями для оформления, обработки фото и видео
4. Создаёт простейшие баннеры, анимации
5. Работает с фотобанками
6. Умеет работать с дизайнерами, иллюстраторами, ставит задачи
7. Создаёт дизайн сообществ
8. Иногда даже сам умеет фотографировать, снимать видео, монтировать его
9. Создаёт лендинги, умеет работать с контструкторами сайтов, системами управления содержимым сайтов (Wordpress и т.д.)
Люди любят глазами, и минимальные навыки по оформлению постов, созданию креативов – жирный плюс для любого SMM-щика.
SMM-СПЕЦИАЛИСТ – СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Он:
1. Работает с лидерами мнений, находит лидеров ЦА
2. Организует сэмплинг для лидеров мнений
3. Сотрудничает с админами полезных сообществ
4. Находит и работает с амбассадорами бренда
5. Подбирает и оценивает блогеров (накрутки, боты)
6. Устанавливает контакты с полезными для компании личностями
7. Общается со СМИ
Работа с инфлюенсерами требует умения общаться и договариваться. Нужно понимать специфику работы с блогерами, знать цепочку взаимодействия (вплоть до обсуждения формата рекламы).
SMM-СПЕЦИАЛИСТ – АНАЛИТИК
Он:
1. Анализирует эффективность рекламных кампаний
2. Работает с сервисами веб. аналитики
3. Отслеживает качество и источники трафика
4. Знаком со сквозной аналитикой
5. Понимает механизмы повышения конверсии
6. Проводит исследования
7. Работает с сервисами статистики соц. сетей
Аналитика – одна из самых сложных областей в навыках smm-специалиста, но и одна из самых важных. Именно здесь вскрываются проблемы и недостатки рекламных кампаний, по данным аналитики корректируется вся стратегия.
SMM-СПЕЦИАЛИСТ – МЕНЕДЖЕР
Он:
1. Общается с клиентами
2. Ведёт переговоры
3. Готовит презентации
4. Готовит отчёты
5. Создаёт кейсы по успешным кампаниям
6. Управляет проектами
7. Отстаивает новые предложения, концепции, отчёты
SMM-СПЕЦИАЛИСТ – ВЕЧНЫЙ СТУДЕНТ
Он:
1. Учится на ошибках, изучает психологию людей
2. Следит за трендами в интернет-маркетинге, понимает их работу (digital-технологии, допреальность и т.д.)
О новинках в smm-сфере можно узнавать из официальных страниц администраторов соц. сетей, а также общаясь с другими smm-специалистами (на проф. форумах, в чатах, сообществах и т.д.). Скорость введения обновлений и появления тех. новинок настолько высока, что от умения подстраиваться зависит многое.
Не обязательно весь список навыков понадобится на одном проекте, но иметь их в запасе не повредит (например, в случае повышения или форс-мажора). Естественно, чем больше из списка вы выполняете, тем выше должна быть оплата (с учётом качества работы).
Ну что, в вашем «патронташе» достаточно «патронов»? Тогда осталось выстрелить – отправить резюме нанимателю или согласиться на предложение работы.
В ином случае – придётся искать работу попроще, или же (что куда более позитивно) учиться и расширять свои возможности.
Впрочем, нужно помнить: всё течёт, всё меняется, и список навыков может как ужаться, так и расшириться.