Найти в Дзене
Два слова о рекламе

Как родить идею?

Оглавление

Креативные методики у каждого свои, но иногда фантазия заходит в тупик, и нужно срочно попробовать что-то новое, чтобы расшевелить её. Способов много, но мы сделали подборку тех, которые нам кажутся наиболее интересными и эффективными.

В чём смысл?

Вот вы занимаетесь своими обычными делами: чистите зубы, делаете покупки, кушаете, гуляете на свежем воздухе. И тут — бац! — высшие силы выбирают вас и даруют вам (да, да, именно вам!) гениальную идею. С этого момента вы — Избранный, баловень судьбы и всё такое. Примерно так себе представляет рождение идеи среднестатистический обыватель, но в реальности так не бывает.

На самом деле, идеи не приходят откуда-то из астрала и не даруются никаким Абсолютным Духом. Да, часто рождение идеи сопровождается неким озарением, и мы не можем вполне описать, как мы к этому пришли, с помощью последовательной логической цепочки. Но так или иначе, это результат нашего мышления. То есть всё это волшебство происходит в нашем мозге.

Проблема в том, что этот уровень мышления — интуитивный — протекает независимо от нашего желания. Это немного похоже на работу сердца: оно бьётся само по себе и мы не можем его остановить усилием воли. Тем не менее, есть масса методик, которые могут изменить характер сердцебиения, ускорить или замедлить пульс — это всякие медитации, йоги. Можно прыгнуть с парашютом, и сердечко бешено заколотится в груди. То же и с нашим разумом.

По сути креативные методики направлены на то, чтобы отвлечь наш мозг от всего лишнего и сконцентрировать все его ресурсы на конкретной задаче. Либо наоборот — рассеять внимание, расширить спектр умозрения по информационному пространству, чтобы заметить что-то, что никто раньше не замечал. Когда вы применяете разные методики для креативной мысли, вы как будто меняете объективы на фотоаппарате: то ставите широкоугольный, то длиннофокусный, то «фишай» и так далее.

Денис Белоусов, директор по стратегическому планированию и развитию:
Денис Белоусов, директор по стратегическому планированию и развитию:

«В своей ежедневной работе мы, как правило, пользуемся классическим мозговым штурмом. То есть внимательно изучаем бриф, садимся в кружок и начинаем озвучивать первые пришедшие на ум идеи. Интересные мысли мы записываем на доску, а потом выбираем конечный вариант из этого „шорт-листа“. Но иногда этот метод даёт сбой: все выписанные идеи оказываются очень плохими, и ничего лучше придумать не получается. И вот в таких случаях мы применяем какую-то из особых методик».

За годы работы в сфере креатива мы собрали немалую коллекцию самых разных методик из самых разных источников. Самыми интересными прямо сейчас поделимся с вами. Только тут нужен небольшой дисклеймер: мы приводим реальные примеры, но не факт, что в этих кейсах решение было найдено именно с помощью этой методики. Это лишь иллюстрация для лучшего понимания.

Ассоциации

Довольно распространённый приём. Допустим, вам нужно придумать рекламу колбасы. Вы пишете на доске слово «колбаса», а вокруг него — всё, что у вас ассоциируется с этим словом: мясо, палка, бутерброд и так далее. Смысл в том, что нужно написать как можно больше, и тогда рано или поздно всплывут неочевидные ассоциации, что натолкнёт вас на оригинальную идею.

Всегда можно подключить к креативному процессу технику. Есть специальные сервисы. Например, Sociation. Пишете слово, и искусственный интеллект выдаёт целое облако ассоциаций. Многие из них довольно странные. Иногда вообще непонятно, как они могут быть связаны с исходным словом. Но это может подтолкнуть к заветному инсайту.

Mind Mapping

Более структурированный вариант предыдущего метода. Нужно нарисовать в центре доски круг и вписать в него исходное понятие. Что вам нужно рекламировать? Роллы? Вот и пишите — «роллы». Рядом по кругу пишете темы, которые связаны с центральным понятием: «морепродукты», «Япония», «экзотика», «доставка» и так далее. Это будут темы первого порядка.

Теперь берите и развиваете эти темы. Например, от морепродуктов могут исходить темы диеты, здорового питания, полезности (фосфор для мозга и всё такое). От Японии — самураи, гора Фудзи, высокие технологии. Это будут темы второго порядка. Их тоже можно развивать. Скажем, от темы высоких технологий вы приходите к робототехнике, от диеты — к идеальной фигуре.

Двигайтесь в разных направлениях, развивайте каждую «ветку», и в итоге у вас должна получиться целая сеть.

Этот метод позволяет визуализировать связь ассоциаций. Вы видите всю картину целиком и можете двигаться в поисках идеи по разным маршрутам на этой «карте». Может быть, у вас получится образ стройной девушки-киборга или самурая, нарезающего роллы катаной на вершине Фудзи. Создавайте разные комбинации и выбирайте наиболее удачные.

Кстати, есть множество приложений и онлайн-сервисов для майндмэппинга. Например Mind Meister или Coggle.

Визуальные ассоциации

Вводите слово или фразу в любую поисковую систему и переходите в раздел «Картинки». Там будут все изображения, которые поисковик связывает с исходным понятием.

Например, вводите слово «семечки». Смотрите картинки и среди различных россыпей семян подсолнечника находите те самые, в кульках из газеты и стеклянных стаканчиках, как у бабушек в старые добрые 90-е. Отличная идея для дизайна упаковки семечек, не правда ли?

Абсурд

Постарайтесь вообще оторваться от реальности и придумать что-то совершенно абсурдное. Из этого можно вытащить неплохой инсайт. Например, можете представить мир, в котором нет золота.

-7

Или, допустим, вам нужно придумать рекламу «умной двери». А что, если речь идёт не об электронной начинке, а о самом настоящем разуме? Ведь тогда двери смогут общаться с людьми. Даже больше — смогут в своих размышлениях затрагивать самые глубинные вопросы бытия и сущности вещей. Они смогут философствовать. Да, у них будет своя философия! Целое философское направление — дверисофия.

В итоге мы получаем рекламную кампанию: в людном месте устанавливается «умная дверь», скрытая камера, динамики и микрофон, и специально обученный человек от имени двери общается с посетителями на тему морали и нашего места во Вселенной, используя характерные «дверные» метафоры.

-8

Допрос с пристрастием

Для использования этой методики нужно два человека. Один будет играть роль дознавателя, который задаёт бесчисленные вопросы, а второй будет на эти вопросы отвечать.

Важно, чтобы каждый новый вопрос исходил из предыдущего ответа. Тогда «допрос» будет заходить всё глубже в суть, и вы дойдёте до инсайта. Если в какой-то момент «допрос» заходит в тупик, можно вернуться на пару уровней назад и попробовать пойти по другому пути.

Например, «допрос» может пойти как-то так:

— Какая перед тобой задача?

— Придумать рекламу для магазина автозапчастей.

— Кто ходит в магазины автозапчастей?

— Водители.

— Кто эти водители?

— Мужчины и женщины.

— Кому из них труднее делать покупки?

— Женщинам.

— Почему именно женщинам?

— Они обычно хуже разбираются в машинах, им сложнее объяснить продавцу, какой товар им нужен.

— Как они объясняют, что им нужно?

— Жестикулируют, придумывают свои прозвища запчастям.

— Продавцы их понимают?

— Они знают эти прозвища и хорошо угадывают, что им пытаются изобразить.

Получаем рекламу, в которой женщина просит продать ей «дрр-дрр» и «пщщ-пщщ», а продавец её прекрасно понимает и сам говорит на том же «языке».

Допинг

Давайте сразу оговоримся: наркотики — это ужасно и незаконно, алкоголь и сигареты — тоже плохо, мы ничего не пропагандируем и вам не советуем. Тем не менее, как бы мы ни относились к этому, но изменение сознания с помощью различных веществ — это тоже средство. И средством этим тоже нужно пользоваться разумно.

Если вы набухаетесь, заблюёте офис и разрисуете маркерами стены — это, возможно, будет классный тимбилдинг, но не мозговой штурм. Выпейте стаканчик-другой вашего любимого напитка, чтобы в голове слегка «зашумело». В процессе можете добавлять, но главное — всё время помнить, ради чего всё это.

-10

Смысл этого в том, что вы раскрепоститесь, начнёте городить самую разную чушь, среди которой могут проскользнуть интересные и неожиданные идеи. Только потом нужно будет эти идеи дорабатывать исключительно в трезвом уме в соответствии с поставленными задачами.

Целый пласт наших кейсов — это пивные проекты. Надеемся, вы не думали, что мы в процессе работы не пробовали сам продукт.

Кстати, не обязательно прибегать к алкоголю, никотину и тем более наркотикам. Тем же кофе можно тоже накачаться до состояния изменённого сознания. В общем, выбирайте допинг в соответствии с вашими убеждениями, возможностями и предпочтениями.

Релакс

Вы устали. Вы сидите за компьютером, перед вами — окно «Ворда». Вы тщетно выдавливаете из себя креатив. Мысли не лезут в голову, вам трудно сосредоточиться и придумать что-то новое. Даже адреналин от приближающегося дедлайна не помогает активизировать свой скрытый потенциал. Стоп! Довольно всего этого! Идём гулять.

Просто выберетесь на природу, где никого нет. Побудьте в одиночестве. Пройдитесь по лесным тропинкам, вдоль речушки. Слушайте пение птиц и шум ветра. Созерцайте.

Если сложно выбраться на природу, можете просто поехать в район города, где вы редко бываете, но где чувствуете себя хорошо. Просто гуляйте.

Час-два такой прогулке дадут вашему мозгу отдых. Из вашего активного сознания уйдут лишние мешающие вещи, вы немного отстранитесь от проекта. Теперь вы будете смотреть на него как бы со стороны и немного под другим углом. Это поможет заметить что-то, что раньше было скрыто от вашего внимания.


Наши креативщики проводят мозговой штурм на природе.
Наши креативщики проводят мозговой штурм на природе.

Дыхательная медитация

Расслабиться можно и с помощью простого упражнения, заимствованного у буддистов. Найдите спокойное место. Желательно, тихое. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Сконцентрируйте внимание на воздухе, который входит и выходит из вашего носа. Дышите. Мысленно про себя комментируйте: «вдох, выдох, вдох, выдох».

Смысл в том, чтобы ни о чём не думать — только о своём дыхании. Наверняка вы очень скоро «улетите» куда-то: начнёте прокручивать в голове какие-то ситуации, размышлять о чём-то наболевшем. Это нормально. Как только ловите себя на этом, спокойно констатируйте про себя: «Я отвлёкся». И возвращайте свои мысли к дыханию: «Вдох, выдох, вдох, выдох...»

Делайте это упражнение 10-15 минут. Этим вы разгрузите свою «оперативную память». Ваш мозг отдохнёт, и вы сможете вернуться к работе с новыми силами.

Шоковая терапия

Иногда креативу помогает эмоциональный всплеск. Если мозговой штурм зашёл в тупик, выкиньте какую-нибудь штуку. Например, ни с того ни с сего скажите коллеге: «Ты самый замечательный и творческий человек, с котором мне когда-либо приходилось работать». Это будет для него неожиданно и приятно.

Или наоборот — скажите коллеге, что он чмо и недотёпа. Или предложите ему облизать вас. Или выгляните из окна и начните лаять на прохожих. Буквально: «Гав-гав-гав!»

-14

Главное — вызвать эмоциональный шок у себя и участников креативного процесса. Это должно запустить в работу те участки мозга, которые до этого момент предательски отдыхали и не давали вам родить гениальную идею.

Поток сознания

Абсолютно противоположный метод. Наш мозг — очень сложная машина. Как мы уже отметили, он может работать независимо от наших волевых усилий. Мы можем этого прямо не осознавать, заниматься посторонними делами, но в это время ваш «котелок» будет переваривать информацию. Причём его работа «в фоновом режиме» может оказаться более продуктивной, чем осознанная и целенаправленная.

Недаром о многих учёных ходят легенды, будто они сделали свои открытия во сне. Например, когда химик Фридрих Август Кекуле задремал, ему почудилась змея, кусающая свой хвост. Так он открыл молекулярную структуру бензола: ей оказалось кольцо. Учёный бился над этой задачей день и ночь, его мозг был максимально загружен. Используйте это.

-15


Перечитайте на пять-шесть раз бриф от корки до корки. Тщательнейшим образом изучите все материалы, связанные с клиентом. Даже если они не связаны напрямую с проектом: все характеристики товара или фирмы, которую вам нужно брендировать, все корпоративные фильмы клиента, устав, публикации в СМИ. Кончились материалы? Изучайте всё ещё по одному кругу. В общем, посвятите день полной загрузке мозга.

«Переспите» с этой информацией. Наутро придите на работу и начинайте писать всё, что придёт вам в голову, излейте поток сознания в текстовый документ. Причём мысли по делу тут могут перекликаться с какими-то отвлечёнными бытовыми заметками и рассуждениями о жизни вообще. О чём думаете, о том и пишите.

Так как это будут не просто мысли, а именно текст, вам при написании придётся более или менее придерживаться норм грамматики, синтаксиса, принципа последовательного изложения. Так что даже самый стремительный поток сознания будет выходить в той или иной степени структурированным. В процессе написания информация в вашей голове тоже начнёт приобретать более структурированный вид.

В итоге вы чётче увидите всю картину. Вам могут открыться ранее скрытые связи и закономерности. И, наконец, придёт та самая идея.

Перешагнуть предел

Допустим вам нужно придумать рекламу велосипеда. Возьмите лист бумаги или откройте документ на компьютере. Перед вами задача взять и придумать 100 разных вариантов для рекламы велосипеда. Начинайте:

-17

1. Кубок мира, гонки на велосипеде, чемпион побеждает на велосипеде нашей марки.

2. Счастливая семья в велопоходе.

3. Атлетичный мужчина едет по дороге на велосипеде — полная свобода.

4. Сердце чувствует себя лучше и сильнее, потому что человек едет на велосипеде.

5. Медведи в цирке ездят на велосипедах.

6. Доставщик пиццы успевает вовремя, потому что ехал на велосипеде нашей марки.

...

Где-то пункте на двадцатом идеи у вас кончатся. Но смысл в том, чтобы не останавливаться и продолжать генерировать варианты. Записывайте что угодно. Пусть даже это будет полнейшим бредом.

...

43. Человеческий мозг вылезает из черепной коробки с велосипедной рамой в руках, вытаскивает из глазниц глазные яблоки, ставит их на место колёс и уезжает вдаль.

44. Огромный циклоп берёт в руки железнодорожный мост, соединяет им два колеса обозрения, и у него получается велосипед.

45. Космонавты высаживаются на далёкую планету, с благоговением делают на ней первый шаг, но вдруг замечают на горизонте велосипедиста.

...

Когда вы закончите список или окончательно выжмите свои мозги досуха, отдохните. А потом перечитайте всё написанное.

Прикол заключается в том, что в первых пунктах вы переберёте все самые очевидные варианты. И только потом, когда идеи будут возникать «со скрипом», начнут рождаться неожиданные решения. Большая часть, конечно, окажется бредом, но среди этой горы мусора могут оказаться самородки.

-19

Кстати, можно ужесточить этот вариант. Взять за правило тратить на генерацию каждой идеи не более 30 секунд. Просто соответствующим образом настройте будильник в смартфоне.

Огранка

Запишите ключевое сообщение, которое вы хотите транслировать аудитории. Сформулируйте его максимально подробно. Например: «Наши детские кровати отличаются высокими эстетическими качествами и экологичностью, поэтому они не просто выполняют функцию места, на котором можно удобно поспать, но и воспитывают эстетические и этические качества у подрастающего поколения».

Настройте будильник смартфона так, чтобы он звонил каждые полчаса. В течение дня, как только вы слышите сигнал, снова пишите это сообщение на чистом листе, не заглядывая в оригинал — только по памяти. Но стараться нужно воспроизвести не текст, а его смысл. Как можно точнее.

В процессе формулировка сообщения будет меняться. Некоторые слова будут заменяться синонимами, некоторые вовсе пропадать. В какой-то момент у вас получится что-то такое: «Мы делаем мебель, которая воспитывает будущее поколение».

Продолжайте так до конца дня. Если потребуется, можете продолжить и на следующий день. По ходу вы сами начнёте чётче понимать смысл того, что вы хотите донести до аудитории. Из формулировки уйдёт всё лишнее, она станет максимально точной: «Мы создаём будущее!» А если при этом подметить, что по-английски слово «будущее» (future) очень похоже на «мебель» (furniture), то может получиться брендлайн We create furniture!, как в нашем недавнем проекте FUTÜKA.

День потребителя

Сделайте описание самого типичного представителя вашей целевой аудитории. Какая у него биография? Откуда он? В каких условиях живёт? Чем занимается? Что любит? Что ненавидит?

Например, Игнат Петрович Пескариков. Ему 45 лет. Он работает жестянщиком в фирме, занимающейся производством вентиляционных труб и водостоков. Проживает в «однушке» в доме, построенном в 90-х. Средняя зарплата — 25 тысяч рублей. Он женат. Есть сын, который уже живёт отдельно. Игнат Петрович добирается на работу на троллейбусе, потому что своего автомобиля у него нет. А ещё у него есть старенькая мама. Она живёт в деревне, и Игнат Петрович раз или два в месяц ездит её навестить на поезде...

Постарайтесь дойти до самых мелких деталей. Когда вы почувствуете, будто всю жизнь знаете вашего вымышленного персонажа, приступайте к описанию его типичного дня. При этом уделите повышенное внимание его коммуникации с окружающим миром. Пусть это будет как-то так:

«Игнат Петрович проснулся от звона будильника. Посмотрел на часы и убедился что уже 6:30 утра. Ещё темно. Он встал и на ощупь дошёл до ванной. Побрился, почистил зубы. Вышел из ванной. Оделся и вышел из квартиры. Зашёл в лифт, посмотрел на кнопки с номерами этажей, нажал на кнопку первого этажа, поехал вниз. Вышел из лифта, вышел из подъезда. Прошёл мимо ларька со свежими газетами. По дороге у него развязался шнурок. Он поставил ногу на канализационный люк и завязал шнурок. Подошёл к остановочному павильону. Взглянул на свои наручные часы — время 6:45. Подъехал троллейбус. Игнат Петрович зашёл в троллейбус и поехал. Во время поездки он смотрел в окно...»

-23

И так расписываете в мельчайших деталях весь день вашего персонажа. Затем берёте этот текст и буквально всюду добавляете, что он видит логотип или рекламу фирмы, которую вам нужно прорекламировать. Пусть это будет ООО «Рога и копыта» (РИК). Получится как-то так:

«Игнат Петрович проснулся от звона будильника. Посмотрел на часы (на циферблате — логотип РИК) и убедился что уже 6:30 утра. Ещё темно. Он встал и наощупь дошёл до ванной. Побрился, почистил зубы (на зеркале, тюбике зубной пасты и станке —логотип РИК). Вышел из ванной. Оделся и вышел из квартиры (на стене подъезда — реклама РИК). Зашёл в лифт (на стене — реклама РИК), посмотрел на кнопки с номерами этажей, нажал на кнопку первого этажа (на ней — логотип РИК), поехал вниз. Вышел из лифта (прямо пред ним — реклама РИК), вышел из подъезда (на двери подъезда — реклама РИК). Прошёл мимо ларька со свежими газетами (на нём — реклама РИК). По дороге у него развязался шнурок. Он поставил ногу на канализационный люк (на его крышке — логотип РИК) и завязал шнурок. Подошёл к остановочному павильону (на нём — реклама РИК). Взглянул на свои наручные часы — время 6:45 (на них — логотип РИК). Подъехал троллейбус (на нём — реклама РИК). Игнат Петрович зашёл в троллейбус, взялся за поручень (на нём — логотип РИК) и поехал. Во время поездки он смотрел в окно (на нём — реклама РИК)...»

В общем, у вас получится этакая фантасмагорическая картина. Но если вы распишете день вашего персонажа максимально подробно, учитывая все акты коммуникации с окружающим миром, и вставите в них свой продукт, вам могут открыться смелые и эффективные варианты рекламных носителей.

-24

Методик очень много. Но не нужно воспринимать их как строгие руководства. То, что работает у самых именитых и успешных креативщиков, может не сработать у вас. Мы все — разные. Комбинируйте методики, вносите изменения — подстраивайте их под себя, свой стиль работы и задачи проекта. В общем, подходите к креативным методикам креативно.