Сделки о покупке коммерческим предприятием права назвать своим именем спортивный объект давно не новы. Для России подобная практика открылась только в 2013 году, в США первая такая сделка датирована 1926 годом. Портал Novostroy.su составил список крупных стадионов, решившихся продать свои имена.
На повестке дня спор за название стадиона на Крестовском между вице-губернатором Санкт-Петербурга Игорем Албиным и ФК «Зенит». Губернатор заявил, что переименовывать стадион должны коллективно жители города, однако все права на название, причём заверенные правительством города, у «Зенита».
Пресс-секретарь ФК Антон Макаренко пояснил, «Зенит» по концессионному соглашению может продавать имя стадиона кому угодно. Сейчас бывший спортобъект «Санкт-Петербург» носит название «Газпром Арена» – по уверениям представителя клуба, контракт заключен на 5 лет. Следующее название домашнего стадиона ФК «Зенит» пока что неизвестно.
Деньги за продажу названия покрывают не только содержание объекта, но и дают неплохую прибыль его владельцам. В частности, в случае с «Открытие Ареной» московскому ФК «Спартак» будет выплачено порядка 1,208 млрд рублей за шесть лет контракта. За время действия соглашения с банком «Открытие», заключенного в 2013 году, содержание клуба и его развитие было по большей части покрыто этими деньгами.
Продажа названия иногда из хорошего финансового бонуса превращается в необходимость. В частности, вспоминая случай переименования домашней арены немецкого ФК «Ганновер-96», ныне зовущейся «ХДИ-Арена».
В 2013 году швейцарский концерн SwissLife, являвшийся тогда спонсором клуба, заявил о переименовании своей дочерней компании, по имени которой и была названа арена. Сначала планировалось переименование стадиона в SwissLifeArena, но швейцарцы отказались от дальнейшего сотрудничества. Вскоре после этого президент «Ганновера-96» Мартин Кинд признал необходимость продажи имени стадиона, так как у ФК возникли серьезные финансовые трудности. В том же году нашелся новый спонсор HDI-Gruppe, имя которого арена носит до сих пор.
Контракты на смену имени могут заключаться на срок от 3 до 20 лет, но по факту случаи длительного сотрудничества редки.
Из долгоиграющих контрактов стоит отметить сделку между ФК «Манчестер Сити» и компанией Etihad – их титульным спонсором. С 2011 года арена «Сити оф Манчестер» носит название Etihad Stadium. Договор заключен на 10 лет, сумма сделки оценивается в 150 млн евро.
Название стадиона можно продать не только за деньги, но и за услуги по улучшению спортивного объекта. «Мерседес-Бенц Арена» – тот случай, когда помимо денег ФК «Штутгарт» получил увеличение вместимости арены до 60 тысяч, а также полное переоборудование спортобъекта под футбольный стадион. Сама сделка обошлась известному производителю автомобилей в 20 млн евро