Как читать книги, чтобы получить новую профессию

Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку.
Рэй Бредбери

Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги.

При желании любой человек может изучить иностранный язык и обучиться новой профессии с помощью книг (там, где не требуются прикладные умения, конечно). Но чтобы получить “образование” в библиотеке, как Рэй, читать нужно правильно.

Я маркетолог и специалист по продвижению в Instagram. Сдавала экзамены по маркетингу, при этом, институт не заканчивала. К слову, по образованию я учитель русского языка и литературы.

Диплом не пригодился, но читать правильно я все же научилась. И это очень помогает расти профессионально и осваивать новую профессию.

Доставайте максимум из первой книги

Если вы решили начать изучать что-то новое по книгам, напишите в поисковой системе: “ТОП-10 книг по …”. Берите этот список для изучения. Открывайте первую книгу и начинайте читать. Но не просто скользить глазами по словам, а делать это вдумчиво и осознанно.

Выписывайте значения всех незнакомых слов

Держите под рукой блокнот с ручкой. Область для вас новая, поэтому выписывайте все незнакомые слова и записывайте их значение. Мозг взрослых людей устроен таким образом: мы пытаемся догадаться о значении слова по контексту. Этим мы отличаемся от детей, которые во время чтения Онегина не стесняются спросить: “Что такое боливар?”

Почему важно выписывать термины?

Это поможет вам их быстрее запомнить и не тратить время в дальнейшем на поиски.

Отмечайте книги и экспертов, на которых ссылается автор

Вы можете читать, но не видеть самого ценного. Большинство авторов в своих книгах ссылаются на другие издания и экспертов. Отмечайте это и находите новые книги, которые окунут вас все глубже и глубже в тему.

Вы удивитесь, но в одной книге может быть до сотни отсылок. Начните читать книги из этого списка, и вам не нужно будет искать качественную литературу и изучать отзывы. Авторы уже сделали все за вас, остается только воспользоваться. Если читать таким образом и остальные книги, то список литературы будет расширяться бесконечно.

Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги.-2

Делайте резюме после каждой главы

Если в книге, которую вы прочитали, нет резюме, сделайте это самостоятельно. Выпишите в блокнот основные мысли, которые вы узнали из главы. Идеально, если вы еще и перескажете новую информацию.

На случай, если пересказывать некому, сделайте из своего резюме пост для соцсетей с ссылкой на автора и книгу. С одной стороны, вы лучше запомните новую информацию, а с другой, начнете работать на личный бренд, и ваши подписчики и друзья неосознанно будут думать о вас, как о профессионале, и выстраивать необходимую ассоциацию.

Структура резюме может выглядеть так:

  • Основная мысль главы;
  • Новые термины;
  • Идеи для внедрения.

Отмечайте идеи и внедряйте их

В каждой книге есть идея или призыв что-то сделать. Вести фотодневник, анализировать точки контакта с клиентами, писать глаголы вместо прилагательных, вставать до 6 утра и т.д.

Начните внедрять идеи во время прочтения книги. Большинство людей просто смотрят на слова, закрывают книгу, ставят на полку и ничего не делают. Можно сказать, что они бесполезно провели время, хоть и прочли тысячу книг.

Новые навыки не придут, если вы будете просто читать. Начните внедрять идеи. В каждой главе, как минимум, 3-4 идеи для внедрения уже сегодня.

Делайте интеллектуальные карты

Помимо того, что человек усваивает не все 100% прочитанной информации, так еще и быстро забывает ее. Чтобы структурировать знания и запомнить еще лучше, делайте интеллектуальные карты.

Подробнее про них можно прочитать в книге Тони Бьюзена “Интеллект-карты”.

Мне они помогают структурировать новые знания. Позже, обращаясь к интеллектуальной карте, быстрее находить ответ и нужную информацию.

Например, так выглядит интеллектуальная карта на книгу “Ценные решения” Романа Тарасенко. Автор разрешил поделиться ей с читателями.

Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги.-3

Скачать ментальную карту можно по ссылке

Сделайте свою систему закладок и стикеров

Игорь Манн в книге “Номер 1” рассказывает о своем методе чтения:

Вертикальные (торчащие вверх) бумажки означают “классно, надо внедрить”. Горизонтальные (торчащие в сторону) означает “интересно, надо учесть/запомнить”

Я немного усовершенствовала эту систему для себя:

  • Горизонтальные фиолетовые – отсылки на книги;
  • Вертикальные розовые – “нужно внедрить”;
  • Вертикальные зеленые – “нужно запомнить”.
Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги.-4

Применяя эту систему к каждой книге, которую вы собираетесь прочитать, вы быстрее усвоите информацию и получите максимум пользы. С таким подходом к изучению и структурированию информации вы можете освоить новую профессию.

Что сделать прямо сейчас:

  • Заведите отдельный блокнот для книг;
  • Выписывайте все незнакомые термины и их значения;
  • Ведите список книг, на которых ссылаются авторы;
  • Делайте резюме каждой главы;
  • Отмечайте идеи и внедряйте их в жизнь;
  • Составляйте свои интеллектуальные карты, чтобы лучше запомнить информацию;
  • Придумайте систему закладок или стикеров.