Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку.
Рэй Бредбери
При желании любой человек может изучить иностранный язык и обучиться новой профессии с помощью книг (там, где не требуются прикладные умения, конечно). Но чтобы получить “образование” в библиотеке, как Рэй, читать нужно правильно.
Я маркетолог и специалист по продвижению в Instagram. Сдавала экзамены по маркетингу, при этом, институт не заканчивала. К слову, по образованию я учитель русского языка и литературы.
Диплом не пригодился, но читать правильно я все же научилась. И это очень помогает расти профессионально и осваивать новую профессию.
Доставайте максимум из первой книги
Если вы решили начать изучать что-то новое по книгам, напишите в поисковой системе: “ТОП-10 книг по …”. Берите этот список для изучения. Открывайте первую книгу и начинайте читать. Но не просто скользить глазами по словам, а делать это вдумчиво и осознанно.
Выписывайте значения всех незнакомых слов
Держите под рукой блокнот с ручкой. Область для вас новая, поэтому выписывайте все незнакомые слова и записывайте их значение. Мозг взрослых людей устроен таким образом: мы пытаемся догадаться о значении слова по контексту. Этим мы отличаемся от детей, которые во время чтения Онегина не стесняются спросить: “Что такое боливар?”
Почему важно выписывать термины?
Это поможет вам их быстрее запомнить и не тратить время в дальнейшем на поиски.
Отмечайте книги и экспертов, на которых ссылается автор
Вы можете читать, но не видеть самого ценного. Большинство авторов в своих книгах ссылаются на другие издания и экспертов. Отмечайте это и находите новые книги, которые окунут вас все глубже и глубже в тему.
Вы удивитесь, но в одной книге может быть до сотни отсылок. Начните читать книги из этого списка, и вам не нужно будет искать качественную литературу и изучать отзывы. Авторы уже сделали все за вас, остается только воспользоваться. Если читать таким образом и остальные книги, то список литературы будет расширяться бесконечно.
Делайте резюме после каждой главы
Если в книге, которую вы прочитали, нет резюме, сделайте это самостоятельно. Выпишите в блокнот основные мысли, которые вы узнали из главы. Идеально, если вы еще и перескажете новую информацию.
На случай, если пересказывать некому, сделайте из своего резюме пост для соцсетей с ссылкой на автора и книгу. С одной стороны, вы лучше запомните новую информацию, а с другой, начнете работать на личный бренд, и ваши подписчики и друзья неосознанно будут думать о вас, как о профессионале, и выстраивать необходимую ассоциацию.
Структура резюме может выглядеть так:
- Основная мысль главы;
- Новые термины;
- Идеи для внедрения.
Отмечайте идеи и внедряйте их
В каждой книге есть идея или призыв что-то сделать. Вести фотодневник, анализировать точки контакта с клиентами, писать глаголы вместо прилагательных, вставать до 6 утра и т.д.
Начните внедрять идеи во время прочтения книги. Большинство людей просто смотрят на слова, закрывают книгу, ставят на полку и ничего не делают. Можно сказать, что они бесполезно провели время, хоть и прочли тысячу книг.
Новые навыки не придут, если вы будете просто читать. Начните внедрять идеи. В каждой главе, как минимум, 3-4 идеи для внедрения уже сегодня.
Делайте интеллектуальные карты
Помимо того, что человек усваивает не все 100% прочитанной информации, так еще и быстро забывает ее. Чтобы структурировать знания и запомнить еще лучше, делайте интеллектуальные карты.
Подробнее про них можно прочитать в книге Тони Бьюзена “Интеллект-карты”.
Мне они помогают структурировать новые знания. Позже, обращаясь к интеллектуальной карте, быстрее находить ответ и нужную информацию.
Например, так выглядит интеллектуальная карта на книгу “Ценные решения” Романа Тарасенко. Автор разрешил поделиться ей с читателями.
Скачать ментальную карту можно по ссылке
Сделайте свою систему закладок и стикеров
Игорь Манн в книге “Номер 1” рассказывает о своем методе чтения:
Вертикальные (торчащие вверх) бумажки означают “классно, надо внедрить”. Горизонтальные (торчащие в сторону) означает “интересно, надо учесть/запомнить”
Я немного усовершенствовала эту систему для себя:
- Горизонтальные фиолетовые – отсылки на книги;
- Вертикальные розовые – “нужно внедрить”;
- Вертикальные зеленые – “нужно запомнить”.
Применяя эту систему к каждой книге, которую вы собираетесь прочитать, вы быстрее усвоите информацию и получите максимум пользы. С таким подходом к изучению и структурированию информации вы можете освоить новую профессию.
Что сделать прямо сейчас:
- Заведите отдельный блокнот для книг;
- Выписывайте все незнакомые термины и их значения;
- Ведите список книг, на которых ссылаются авторы;
- Делайте резюме каждой главы;
- Отмечайте идеи и внедряйте их в жизнь;
- Составляйте свои интеллектуальные карты, чтобы лучше запомнить информацию;
- Придумайте систему закладок или стикеров.