Всего через каких-то две с половиной недели начнется самый главный праздник в нашей стране — Новый год! Праздник, который традиционно принято встречать в кругу близких людей, с салатом оливье, «Иронией судьбы..» и звоном бокалов с шампанским.
Но так было не всегда. Раньше в России Рождество было основным праздником, как до сих пор в других странах. Даже когда смотришь зарубежные ленты, в глаза сразу бросается, что все действия героев, все чудеса происходят в канун Рождества, а не Нового года.
Но почему так произошло? Дело не только в советской власти, на самом деле история началась куда раньше.
Традиционное Рождество начали отмечать на Руси аж с X века. Отмечали, как и положено, 25 декабря. Собственно, как и во всем христианском мире. Праздник сопровождался веселым гулянием, застольем, ярмарками и хороводами. Гулять наш народ умел всегда.
А вот Новый год до XVII века в России не праздновали совсем. Просто не было такого праздника. Но был другой, очень похожий по смыслу — Новолетие, который проходил в начале марта, а после — в сентябре. В этот день проходили службы в церквях, близкие поздравляли друг друга, а нищим раздавали деньги и еду. Но этим все и ограничивалось.
При правлении Петра I, за ворохом различных реформ была, в том числе, перенесена дата празднования Новолетия — на 1-е января. Так отмечали во всей просвещенной Европе, ярым поклонником которой был наш император. Еще при Петре появилась традиция поздравлять друг друга с Новым годом. Рождество при этом осталось без изменений, также продолжали отмечать 25-го числа, перед Новолетием/Новым годом.
В конце XIX века в Россию пришел главный атрибут Рождества — святочная елка. А за ней вскоре обрел популярность и наш родной Дед Мороз, симбиоз западного Санта Клауса и древнеславянского Мороза.
После революции все изменилось. Во-первых, советская власть провела календарную реформу и таким образом Новый год оказался раньше Рождества. А во-вторых, в рамках светской идеологии большевики планомерно стали искоренять церковные праздники. Таким образом Рождество совсем пропало с горизонта, а вместе с ним и святочные елки, Дед Мороз и другие славные традиции.
Но ненадолго, уже в 1935 году один из влиятельных партийных деятелей, Павел Постышев, предложил вернуть праздничную елку, но только сделать ее новогодней, а не рождественской. 28 декабря, в газете «Правда» вышла статья Постышева, в которой он осуждает запреты на праздничные традиции, и описывает их как «перегибы» и «неправильным осуждением прекрасного развлечения для детей»
Вместе с новогодней елкой к советскому народу вернулся и Дед Мороз со Снегурочкой. На столах возникли привычные нам оливье и шампанское, и конечно, бой курантов!
Вот так получилась очень интересная трансформация одного праздника, Новолетия с другим — Рождеством. Так и возник современный Новый год, так горячо любимый нашими людьми!