Большинству людей профессиональные юристы представляются этакими скучными крючкотворами и въедливыми буквоедами, готовыми за гонорар оправдать самого дьявола. Но стоит познакомиться с некоторыми из них поближе, и становится очевидным, что все это лишь стереотипы, навязанные образами из кино и криминальной хроники. Старший партнер юридической компании «Катков и партнеры» Павел Катков – блестящий рассказчик, меломан и талантливый фотограф – побеседовал с нами на профессиональные темы и рассказал о своих увлечениях.
Расскажите о себе. Где вы учились и как получилось, что, будучи юристом, сосредоточились именно на ведении дел в интересах компаний телеком-отрасли?
Я довольно много учился и продолжаю это делать. Образование высшее юридическое — Московская финансово-юридическая академия (МФЮА), специальность «Юриспруденция», гражданско-правовая специализация. Второе высшее образование получил в Российской академии государственной службы (РАГС) при президенте РФ, специальность «Государственное и муниципальное управление», специализация «Финансы, налоги и кредит». Изучал английский язык при Дипломатической академии МИД России. Окончил аспирантуру Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).
С течением времени меня все больше и больше привлекали новые веяния в профессии. Интернет и медиаправо, интеллектуальная собственность, регуляторика и GR в этой области. Вместе с тем любая цифровизация имеет привязку к земле, к проводам, сетям, серверам, кабелям, созданной на их базе инфраструктуре и оказываемым услугам, а это и есть телеком.
Насколько сложно и интересно сейчас работать в этой отрасли, учитывая достаточно неоднозначное ее регулирование?
Чем сложнее регулирование, тем интересней работать! Как эксперт я с ужасом представляю себе отрасль, где тишина, покой и ничего не меняется. Однако на деле так не бывает, всегда есть что-то новое, какой-то вызов. К тому же к нам как к консультантам обращаются именно с нетипичными задачами, которые внутренним службам — финансовой и юридической — не под силу.
Несмотря на то, что рынок ОТТ уже давно и успешно развивается в России, до сих пор не разрешены даже самые простые вопросы, связанные с этим явлением. Например, в российском законодательстве нет определения OTT-сервиса. С точки зрения российской юридической практики что является OTT-сервисом, а что таковым не является?
Меня часто спрашивают, что такое OTT и как отделить этот вид прав от других. Существует определенное затруднение в его квалификации, потому что в законе нет термина «OTT». В части 4 Гражданского кодекса и в законодательстве об информации и связи мы оперируем другими понятиями. А OTT — это термин, рожденный практикой. Тем не менее, после долгих дискуссий и после долгого изучения этого вопроса, мне больше всего нравится такое определение: в случае если абонент может покинуть домашнюю сеть, куда-то уехать и продолжить пользоваться сервисом, — это OTT. Если абонент, покидая домашнюю сеть, больше не может пользоваться сервисом, то есть сервис привязан к провайдеру или оборудованию, — это не OTT. На мой взгляд, это будет самым верным определением. Дальше уже нужно смотреть, насколько корректно это будет прописано в договоре между сторонами. Также в практике часто возникает вопрос — является ли Smart TV OTT-сервисом? По моему мнению, Smart TV — это гибридное явление. Какие-то сервисы внутри него будут работать за пределами домашней сети, а какие-то нет. Соответственно, это смешанный сервис, в котором есть элементы как OTT, так и не OTT.
Если говорить о сложных случаях, то часто правообладатели и операторы спорят из-за различных видов прав. Что должно быть зафиксировано на бумаге, чтобы у оператора, который доводит сигнал до конечного потребителя, не возникало вопроса, имеет ли он право показывать тот или иной линейный телеканал своим абонентам в ОТТ-среде, или он такого права не имеет?
Довольно сложно в двух словах обозначить конкретный предмет договора. Но договор должен быть четким и недвусмысленным. В самом лицензионном соглашении должен быть определен вид прав, например «доведение до всеобщего сведения в сети Интернет», чтобы формулировки в договоре соответствовали тому, как их представляет законодатель. С другой стороны, коль скоро возникают такие разночтения, прямо в предмете договора нужно прописать, на что не распространяются права. Это может быть прописано в формулировке: «Стороны имеют ясное понимание, что права, передаваемые по настоящему договору, не могут быть использованы в…». Дальше перечисляем конкретные ограничения. То есть, кроме того, что в договоре есть раздел, в котором описано, где контент может быть использован, нужно прописывать и то, где его использовать нельзя. Правообладатели часто говорят, что другая сторона лукавит: им дают одну версию телеканала — эфирную или для распространения в Интернете, а они используют другую версию, прикрываясь тем, что название этой версии у них есть в другой лицензии, не покупая вторую лицензию. Чтобы этого не происходило, полезно делать такие оговорки, потому что стороны, заключающие договор, должны думать о том, что они могут оказаться в суде и должны будут как-то объяснить судье, что они имели в виду, когда заключали договор, и почему нельзя использовать другую версию телеканала или другой вид прав.
Как вы относитесь к законодательным инициативам, которые вызывают резонанс среди игроков рынка: закон Яровой, закон об ограничении доли иностранных владельцев в российских СМИ, различные положения антипиратского законодательства и т. д.? Действительно ли в РФ все так плохо с отраслевым регулированием, или в зарубежных странах схожая ситуация?
Регулирование есть везде. От драконовских мер китайского файервола до вольницы некоторых стран ЕС, все это — регулирование. Мы в РФ находимся примерно посередине. Конечно, градус регулирования растет по мере роста отрасли, и я порой разделяю озабоченность по поводу роста регуляторной нагрузки. Однако у меня есть ощущение, что часто честный бизнес платит за нечестных. Например, нарушают закон пираты, а направлен он на прозрачные телеком-компании. Если бы не анонимность пиратов, такого не было бы.
Кстати, о пиратах и добропорядочных компаниях. В противостоянии «Газпром-медиа Холдинга» и «Яндекса» относительно требований по удалению пиратского контента из поисковой выдачи за кем больше правды? Чья позиция, на ваш взгляд, является более юридически корректной?
Позиция истца корректна. Если мы исходим из того, что «Яндекс» является посредником в предоставлении контента, права истца нарушаются, контент незаконно используется. Оставим за скобками, используется он незаконно «Яндексом» или третьими лицами, но истец имеет основания обратиться за восстановлением нарушенных прав. Поэтому я считаю, что позиция «Газпром-медиа» обоснована. Что касается «Яндекса», то он профессионально защищается в этом деле. Наверняка будет стоять основной вопрос — нарушал ли права сам «Яндекс» или иные лица? Не в пользу «Яндекса» и в пользу истца говорит тот факт, что контент доводился до потребителя с ресурса «Яндекса». Потребитель видел у себя в браузере страницу сервиса «Яндекс.Видео» и, не переходя на другие сайты, смотрел этот контент. Конечно, «Яндекс» сейчас находится в непростой ситуации. Видимо, в деле будет применена ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ «Особенности ответственности информационного посредника». Но спасет ли это «Яндекс», неизвестно. В таких спорных ситуациях, как бы это странно ни звучало, решающим является профессиональный уровень судебных представителей сторон. Когда ситуация спорная, кто будет более убедительным для судьи, кто больше приведет суду доказательств и качественных аргументов, тот и победит.
Среди ваших клиентов большую часть составляют истцы или ответчики? Дела, связанные с какими исками, приходится вести чаще в последнее время?
Примерно 50 на 50. У нас стабильно высокий процент дел по спорам о правах на объекты интеллектуальной собственности, антимонопольным и налоговым спорам.
Можете рассказать о каких-то самых необычных, интересных или забавных делах из практики?
Смешного в нашей работе мало, да и клиенты не поймут, если я расскажу об их делах как о забавных. Бывают у нас разные количественные достижения, например 27 ходатайств от ответчика за одно заседание, хотя, подозреваю, это не предел. Бывают затяжные дела: например, по делам соцсети «Вконтакте» я около 20 раз за полгода побывал в Петербурге, практически жил там. Зато я лучше узнал город и познакомился с новыми людьми.
Оставляет ли ваша работа достаточное количество времени для отдыха, досуга, увлечений?
Да, я стараюсь находить время для личной жизни, хобби и увлечений, ведь мы работаем, чтобы жить, а не наоборот.
Расскажите о своих хобби — чем предпочитаете заниматься в свободное время?
У меня почти что нет свободного времени, в том смысле, что мне не свойственен пассивный отдых. Уже не помню, когда в последний раз лежал на диване, да и не желаю этого. Я постоянно в движении, впечатлениях и проектах.
Проект «Рок на виниле» является для вас коммерческим или вы занимаетесь им по велению души? Как он появился и развивался? Расскажите подробнее.
Я с детства увлекался музыкой, играл в группах, мы выступали. Потом прошло время, я сделал карьеру, но от музыки отказаться не смог. Я постоянно читал о ней, слушал новые записи, увлекся винилом, лентой, их сравнением с цифрой, историей звука. В какой-то момент информации внутри меня стало столько, что я почувствовал потребность делиться ей с людьми. К тому же мне всегда была близка роль оратора, рассказчика, storyteller. При этом я коллекционер винила. Из всего этого родился первый проект — «Рок на виниле» с Павлом Катковым. Я называю его шоу, потому что это зрелище, наполненное историями рассказчика, сценическим действием, декорациями, видеоинсталляциями, и в центре всего — музыка. Что касается коммерции, то проект начинался как чисто гуманитарный, однако сейчас встает на профессиональные рельсы: шоу выступает на гонорарной основе, гастролирует, мы привлекаем спонсоров и развиваем направление сувенирной продукции, связанной с музыкой и винилом. Не забываем и о благих делах: в следующем году мы планируем большое мероприятие с одним из благотворительных фондов. Каким — пока секрет.
Рок — это ваше увлечение по жизни? Какие любимые жанры, исполнители, альбомы, композиции?
Рок, но не только. Сейчас я запустил новые бренды — «Блюз на виниле», «Джаз на виниле» и «Фанк на виниле». В итоге эти проекты, «Рок на виниле» и некоторые другие стили будут объединены в единую семью под зонтичным брендом «Звук на виниле» и профессионально управляться им. Всего пока запланировано шесть стилей, включая рэп и рейв. Ведь музыка разнообразна, и интересно познать ее с разных сторон. В «Рок на виниле» мы слушаем The Beatles, The Rolling Stones, Deep Purple, Led Zeppelin, Genesis, Yes, Queen, Дэвида Боуи, AC/DC, Aerosmith, Guns’n’Roses, Metallica и сотни других групп и исполнителей. На шоу «Джаз на виниле» в программе звучат Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Джордж Бенсон, биг-бэнды Дюка Эллингтона, Гленна Миллера, Олега Лундстрема, Билл Эванс, Оскар Питерсон, Майлз Дэвис, Бен Уэбстер и другие легенды джаза на виниловых пластинках. В «Блюз на виниле» звучат оригинальные пластинки Эрика Клэптона, B.B. King, Джона Мейолла, Джона Ли Хукера и других классиков блюза, работы Yardbirds, Led Zeppelin, Rolling Stones и других рок-групп, работавших на стыке блюза и рока. Репертуар программы «Фанк на виниле» составляют пластинки Джеймса Брауна, Джорджа Клинтона, Барри Уайта, Average White Band, Уилсона Пикетта, Tower Of Power, Earth, Wind & Fire, Prince и других исполнителей великой виниловой эпохи, актуальных и востребованных в наше время. Вчитайтесь в эти имена. Это же настоящая классика!
Кстати о классике. На «Богемскую рапсодию» ходили? Как впечатления от этого фильма и как относитесь к биографическим фильмам про рокеров в принципе?
Лучший музыкальный байопик, который я видел, — The Doors Оливера Стоуна. Из новых меня поразил фильм «Звезда родилась». Что до «Распсодии», то, на мой взгляд, он слишком сосредоточен на личной жизни артиста, тогда как меня интересует в первую очередь музыка.
Вы же увлекаетесь еще и фотографией? Какие сюжеты привлекают больше всего? Фотографируете только для себя или имеете планы выставляться?
У меня три главные темы: винил (хэштеги: #рокнавиниле, #сПавломКатковым, #звукнавиниле, #блюзнавиниле, #джазнавиниле, #фанкнавиниле), церковное зодчество (хэштег #храмывнебе) и урбанистика (хэштег #городскаягеометрия). Это мои проекты как фотографа-любителя, все снято на ходу, живьем, в местах, где я лично был. Эти фото можно посмотреть на моей странице pavel.a.katkov в Instagram и Facebook, странице проекта rockonvinyl в Instagram, странице «Храмы в небе» в Facebook или найти простым поиском по хэштегам.
Наверняка были интересные случаи, связанные с увлечениями. Можете вспомнить?
Да их сотни! Вы лучше приходите на шоу, это один сплошной интересный случай. Ближайшая дата — 6 декабря в «Клубе Алексея Козлова». Приходите.
Что для вас является главным в работе, а что — в личной жизни?
Быть в гармонии с миром — главное и в работе, и в личной жизни.