Засечный бой настораживает. Мы не привыкли видеть спорт таким: жёстким, брутальным и… неравнозначным. Ведь спорт должен давать равные шансы всем! Даже в «боях без правил» дерутся один на один. Спортивно ли выходить одному против троих? Справедливо ли это?.. Да и вообще, какой в этом смысл?..
Закон Земли
«Закон Земли» — так назвал природой заложенный свод правил поведения великий русский поэт Владимир Солоухин, справедливо отождествив Природу-Мать со стихией, олицетворяющей материальный мир. Идеальное начало существует лишь в голове человека. Это он сам для себя выдумывает богов, мораль, этикет, что, впрочем, не мешает ему по жизни быть заложником стихийных энергий. «Чем ваш закон, закон природы, увы, мудрей…»
Да, увы. Потому что законы природы зачастую провоцируют человека на жестокость. Потому что сама природа бывает жестока. И сколько бы мы не наслаждались её красотами, её совершенством, но однажды мы с удивлением откроем для себя, что в этом мире Солнце равнодушно светит всем, вне зависимости от того, насколько они этого заслужили. Ибо даже последняя тварь, к сожалению, — дитя природы…
А вот и пример. Смотрю на самых глупых созданий деревенской усадьбы — кур. Одна из них повредила лапу. Бывает. И что её «сёстры по разуму»? Клюют, отгоняют от кормушки… Никакого сострадания. Мозг на него не способен. Слишком малый объём черепной коробки, чувство эмпатии туда просто не помещается. А в итоге — засечный бой. Одна кура-инвалид против всех. Паралимпиада среди кур по засечному бою.
В случае с курицей исход схватки предрешён. В засечном бое плетью обух не перешибёшь. Важно добиться превосходства на ментальном уровне, а затем выразить его на физическом. Мы это называем принципом реализации тактического превосходства.
И опять пример из мира животных. Волки в массе и численности уступают стаду бизонов. И в этом плане их противостояние — засечный бой. Как волки побеждают? Умом. Они умнее. Вообще, хищники всегда умнее своих жертв. И это тоже биологический закон: нервная система хищника устроена совершеннее. Волки используют инстинкты бизонов, чтобы ими управлять. В результате стадо быков делает то, что на лапу серым охотникам.
В спорте боец-засечник должен добиваться того же: управлять атакующим звеном так, чтобы они мешали друг другу, и, используя их защитные реакции, превращать их в «наковальни».
«Наковальня» — в терминологии засечного боя — боец, перешедший к пассивной защите, превращающей его в удобную мишень.
Древняя Русь
«..И пересели с коня на конь и начали биться упорно; через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно биясь, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства.»
Так повесть о разорении Рязани Батыем рассказывает о засечном бое XIII столетия: неравнозначном противостоянии ничтожно малой (в сравнении с полчищами монголов) рязанской дружины Юрия Ингваревича и туменов Батыя. Как известно, в тот раз «атакующее звено» победило, но сказать, что «русский орешек» раскололся легко, мы не можем. Об этом свидетельствует, хотя бы, выражение летописца «проезжали насквозь», которое характеризует тактику русской дружины. Отмечу, что летописец использовал это выражение вовсе не ради красного словца, а для подтверждения своей позиции предлагаю обратиться к другой битве, произошедшей месяц спустя под Коломной.
Битва под Коломной 1238 года примечательна тем, что в ней погиб младший сын Чингисхана — хан Кулькан. Дело в том, что всё командование монгольским войском, согласно их уставу, всегда находилось в тылу. То есть, чтобы добраться до хана, нужно в прямом смысле слова проехать войско насквозь. Сделать это могла тяжёлая кавалерия, которой и являлась русская дружина.
И вот, что удивительно: находясь в 4-х, 5-ти кратном преимуществе, монголы, тем не менее, ничего не могли противопоставить акцентированному удару «кованой рати». В засечном бое этот закон именуется законом акцентированного воздействия: хочешь иметь шанс в неравнозначной схватке — должен обладать жёстким ударом. И, кстати говоря, в Куликовской битве так же решающую роль сыграло своевременное введение в бой рыцарской гвардии. Да, их мало. Зато они в тельняшках. Чем всё закончилось, мы помним.
Засечный бой: наши дни
Если ваш ребёнок готовится к школе, знайте: засечного боя ему не избежать. Никуда не денешься — таковы нравы современной молодёжи. Вместе с лихими 90-ми ушли в небытие и пацанские правила чести на уровне «ногами не бить», «кучей одного не валить» и пр. Сегодня первоклассники с упоением пинают ногами лежащего на полу ровесника. И это не по причине роста детской жестокости. Просто сегодня нет старших, которые бы прививали младшим культуру боевого поведения.
Вот в царской России бытовали кулачные бои. Засечного боя в современном спортивном варианте, конечно, не было, зато был его «прадед» — свальный бой. Это когда одна толпа разъярённых мужиков лупит по чём зря другую толпу, или обе лупцуют друг друга обоюдно и без разбору. Жестоко? Нет. Жёстко, но не жестоко. «Жестоко» — это, простите, когда паяльник в задницу. А кулаком по мордасам — это просто жёстко. Жёсткий русский цигун.
И следует помнить, что лежачего никто не пинал. И за соблюдением правил строго следили. И даже наказывали провинившихся. Свои — своих, чтоб всё по чесноку было. А сегодня папы вместо кулачных боёв по судам с заявлениями бегают. Чему они сыновей могут научить? Ну, точно не бойцовской чести. Поэтому дети просто не знают, что кучей на одного — не честно. Им никто не объяснял.
Мой сын принял засечный бой в школе вполне нормально. Это лишь стимулировало в нём интерес к тренировкам. Он ни разу не пожаловался и не кивнул головой, мол, их много, а я один, что я могу сделать? Он знает, что можно сделать. Потому что с тех пор, как появился на свет, был свидетелем всех турниров по засечному бою в Слободе и Йошкар-Оле. Он видел как дяди «мужественно биясь», проходили в одного насквозь через атакующее звено. И лично знает, например, Мальцева Артёма по прозвищу Железнобокий, для которого опрокинуть двоих из атакующей тройки — привычное дело. Поэтому после первой стычки с группой противников, придя домой, мой сын сказал мне: «Что-то у меня папа бэкфист не получился, надо бы его подправить…»
Нам есть за что сражаться
Как бы это не звучало, но жизни плевать на наши представления о ней. Засечный бой — это прошлое, настоящее и будущее русских улиц. И не только русских. В прикладном варианте мы изучаем противостояние группе нападающих с использованием оружия самообороны. Но вот, что я однажды услышал от своего ученика, Гурьянова Артёма, прожившего в Слободе 2 года. Он сказал мне: «Я знаю, что драться с несколькими противниками на улице голыми руками — это глупо и чревато. Но засечный бой сделал меня настолько уверенным, что я сейчас, видя группу потенциальных агрессоров, понимаю, что делать, если подвергнусь атаке с их стороны, и готов дать им отпор даже голыми руками. Я знаю, что они будут делать, и знаю, как им отвечать.»
Засечный бой создавался такими парнями, как Артём, бойцами от бога. На их глазах и их усилиями засечный бой рос, делал первые неуверенные шаги, падал и снова поднимался, но всё же крепчал с каждым годом. И проходил обкату в бескомпромиссных условиях улиц.
Однажды Артём гулял вечером со своей девушкой. К ним на скамейку в парке подсели двое молодых ребят, ищущих приключений. Пока девчонка доедала пирожок, Артём раскатывал обоих по земле. Оружие самообороны ему не понадобилось.
Засечный бой — это не только спорт. Это ещё и идеология воинства, формирующая представления о справедливости, чести и благородстве. Все эти представления существуют только в нашей голове, благодаря нашей способности творить идеальное. Мать-Природа ничего об этом не знает, она вновь и вновь апеллирует к инстинктивным формам поведения. Но ведь и герой на Калиновом Мосту, сражающийся с многоголовым чудовищем, ей зачем-то нужен… Быть может, наша способность видеть идеальное запускает маховик эволюционного процесса, обеспечивая наше стремление к Солнцу, которое, как известно, равнодушно светит для всех…
Рудияр
https://vk.com/rudiyr