Найти тему
Культурный тормоз

Как вам «Без меня»?

«Без меня» - это хорошее кино. И пусть ожидания мои относительно русского фильма всегда занижены, но если там Охлобыстин не пытается уничтожить героя Риналя Мухаметова, то кино уже прекрасное. Но про «Без меня» можно сказать куда больше.

С самого начала удивляет расстановка персонажей. Наверняка все было до нас и не раз, но я не могу сходу вспомнить фильм, где главными героями выступают женщины, любившие одного мужчину и вынужденные действовать сообща. С ними же – их умерший любимый. А может и не умерший: вокруг его посланий и загадок держится весь сюжет. Рядом – лучший друг покойного, который, как кажется, знает о его смерти больше, чем рассказали зрителям.

О жизни после смерти в русском кино любят рассказывать, и всегда по-своему, вспомнить хотя бы «Я остаюсь» и «Небесный суд»: в обоих случаях судьба покойного вовсе не выглядит тем, о чем можно мечтать, он продолжает мучиться сродни героям классической литературы.

Создатели «Без меня» не дают ответа, существует ли жизнь после смерти, предоставляя решать это зрителям, что, безусловно, хорошо. В то же время, происходящее в этом фильме больше напоминает приторные истории в духе Гавальды и Леви – то и дело всплывают романтические воспоминания, подкрепленные сочной картинкой и саундтреком в духе «Питера FM». С украшательствами в фильме явный перебор.

Перебор и с характером главного мужского персонажа. Он никогда не появляется сам по себе, только через призму воспоминаний любивших его людей, поэтому всегда выглядит самым замечательным, оригинальным, страстным, смешным и так далее. О покойниках плохо говорить не принято, но здесь он все же выдуманный, да и может не покойник вовсе, поэтому прямо скажу – это отвратительный самоуверенный балабол и шантажист. И это впечатление портит общее настроение фильма.

Портит его и финал, но не фабульной развязкой, а желанием сценариста и режиссера финал этот растянуть и добавить в него новой информации, когда ты едва примирился со старой.

Но фильм хороший. Потому что он – про понятное, про любовь, которая такая разная, про память, про умение примириться с потерей, про ревность и свободу, про жажду жизни и умение эффектно ее покинуть. В череде русских фильмов «Без меня», несомненно, стоит особняком.