"Неосознанное знание" - четвёртый, самый желанный этап владения любым навыком (полная цепочка "Неосознанное незнание" -> "Осознанное незнание" -> "Осознанное знание "-> "Неосознанное знание").
Это блаженное состояние, в котором профессионал делает что-то привычное "на автомате". Представьте опытного водителя за рулём, маститого художника с блокнотом для набросков или себя на прогулке. Давно ли Вы задумывались над тем, как следует переставлять ноги? А ведь когда-то этому пришлось упорно учиться, набивая шишки.
Часто "Неосознанное знание" рассматривается как финальная точка. Достигнув её, многие расслабляются... и попадают в одну из ловушек для профи.
Вот три самые частные:
1) Так делали всегда
Мир ускоряется. Методы и приёмы, прекрасно работавшие за завтраком, к обеду могут оказаться не просто устаревшими, но и вредными ввиду изменившейся ситуации.
Но профи знает, как нужно. Он привык полагаться на выстраданный набор навыков. Он ведь уже не задумывается как получить результат. А значит ему сложнее проревизировать собственные инструменты.
Что делать: Учитесь и развивайтесь. Нет денег ходить на курсы и ездить по конференциям? Читайте статьи. Не любите читать? Смотрите видео на тематических каналах в YouTube (можно на скорости в 1,25). Нет времени и на это? Включайте подкасты, пока моете посуду. У вас посудомойка? Угощайте коллег чаем, попутно расспрашивая о проектах, методах работы и профессиональных уроках. Вариантов масса.
Хотя, как всегда: не хочешь делать — найдёшь причину.
2) Это знает каждый
(альтернативно: «только дебил этого не поймёт»)
Профи, особенно получающие искреннее удовольствие от собственной работы, часто забывают о тяготах «простых смертных». Щедро делая скидку для тех, кто ещё не достиг просветления, они полагают, что каждый может написать симфонию за час. Просто потому, что у них это отняло бы минут пятнадцать. И уж настоящим шоком для профи станет если шедевр окажется не готов к концу рабочего дня.
Не реалистичный пример? А как же лиды, слишком поспешно внедряющие в проект новые программы/сервисы? («Почему трекер задач игнорируется, а художник облысел после попытки залить изменения в новую систему контроля версий?!»). Или менеджеры, заставляющие разработчиков писать рекламные описания для своих продуктов? («Хм, почему-то текст вышел какой-то не продающий»).
Что делать: Для начала стоит отделить навыки, действительно необходимые всем, от тех, без которых конкретный человек может и обойтись.
Для общих навыков прийдётся выделить время на обучение. Можно устроить короткий тренинг-напоминание или полноценный семинар. Но и то, и другое должно быть обязательным для всех и происходить в проектное (учебное, рабочее) время. По итогам не помешает сделать доступную всем подсказку (распечатку на стене, статью на проектной wiki), куда можно в любой момент заглянуть «если что». Заодно к ней же можно отослать любого, кто захочет отлынивать.
Для частных навыков необходимо решить, насколько важна связанная с ними задача. Если речь идёт о заглушке — выбирайте исполнителя любым удобным способом, но и особо качественного результата не ждите. Хотя помните что нет ничего более постоянного чем временная заглушка. Если же от задачи зависят деньги/репутация/последующая эффективность — всё-таки стоит найти человека, способного с нею справиться. Желательно что бы эта способность выражалась в должностных обязанностях.
3) Между нами, профессионалами
Тяжкий путь к "Неосознанному знанию" накладывает свой отпечаток. Часто свежеиспеченному профи хочется доказать всем вокруг что он уже не новичок-неудачник. Но как это сделать?
Дети, подражая взрослым, красятся маминой помадой или надевают папин галстук. Неуверенные в себе профи, желая выглядеть серьёзными, используют словесный эквивалент такой маскировки: излишнюю сложность и заумность. Отсюда и появляются цитаты на ломанной латыни во время докладов или псевдо-научные термины, за которыми теряется смысл статей.
Что делать: Во-первых необходимо понять, что пустая маскировка всё-равно не поможет. На непрофессионалов она может и произведёт впечатление, но те самые «крутые ребята» будут только посмеиваться. И уж точно не позовут играть и не угостят жвачкой.
Во-вторых, если Ваша идея прекрасна, то Вы просто обязаны донести её до как можно большего числа людей. А здесь помогут только простота и краткость изложения. На последок пример: на отличных курсах по программированию на языке C++в качестве примера взаимодействия классов используется виртуальный зоопарк. И бородатые профессионалы подробно разбирают, в каком случае кошечки говорят «мяу» и как правильно клонировать Бобика, чтобы не получить сиамских близнецов. Не так «серьёзно» как абстракции. Зато врезается в память.
На последок
Увы, благословенное "Неосознанное знание" это всего лишь очередной этап, который куда правильнее называть "Неосознанное незнание чего-то большего". Главное не останавливаться.
Спасибо и удачи в Ваших свершениях.
Автор - кошка гейм-дизайнера