Найти тему
Телега денег | MAKSIM EGLIT

Чувак, это рэпчик

Оглавление
Текст ниже — попытка понять, что делает беспощадный русский рэп с нашим языком. Здесь мы попробовали разобраться, но в итоге пришли к занятному вопросу. О нём — в самом конце
Текст ниже — попытка понять, что делает беспощадный русский рэп с нашим языком. Здесь мы попробовали разобраться, но в итоге пришли к занятному вопросу. О нём — в самом конце

Кто-то считает, что рэп разрушает русскую культуру. Другие же воспринимают такие тексты как литературное творчество и предлагают его изучать. Кто прав? Давайте разбираться. В конце острый вопрос. Участвуйте в дискуссии, должно быть интересно!

Истоки рэпа

Слово «рэп» пришло из английского языка и дословно переводится как «удар». Так называют тексты, которые читаются по бит особый такт в музыке. Появился рэп в 1970-х годах в Америке и стал развиваться среди афроамериканского населения. Основателем рэпа считают ямайского диджея Кула Герка. Первоначально эта музыка была «голосом улиц».

На иллюстрации — Кул Герк и Саша Астров
На иллюстрации — Кул Герк и Саша Астров

В России рэп появился в 1984 году в Самаре, когда вышел первый 25-ти минутный альбом диск-жокея Александра Астрова и группы «Час пик». Вот первые строчки из знаменательного альбома:

«С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет
Что это просто невозможно — на русском делать рэп.
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»

Сложно согласиться, что в русском языке есть проблемы с рифмой и ритмом.

Развитие русского рэпа

В первые годы русский рэп напоминал жалкую пародию на зарубежных исполнителей. Он не вписывался в русскую культуру. В девяностые процветал «гангста рэп. За основу здесь брались темы криминала и беззакония. В текстах было много грубости и нецензурной лексики. Основателем этого направления в России считают группу «Da B.O.M.B.», создатель которой сидел в тюрьме за торговлю наркотиками.

С распадом СССР в России рэп развивается как голос свободы и протест политическому режиму. В текстах говорится о политике, бытовых проблемах, несправедливости жизни, любви. Темы просты и понятны людям.

Постепенно рэп стали появляться коммерческие проекты. Исполнители с помощью творчества показывали себя, успешность, богатство. Были и те, кто продолжал гнуть линию протеста. Некоторые даже пытались нести нравственность в массы, истинные ценности в жизни.

Сейчас рэп одно из самых популярных направлений в музыке.

Разрушающий культуру рэп

Некоторые политики и общественные деятели считают, что рэп несёт разрушающую силу. Его исполнители ведут разгульный образ жизни, злоупотребляют вредными привычками и рассказывают обо всём этом в своих текстах.

На иллюстрации — рэпер Хаски и Фэйс. Большинство текстов русского рэпа не несут в себе особого тайного знания или высокой культуры. Во многом они примитивны и пошло повествуют под бодрую музыку о современной жизни, любви, власти, отношениях. Но есть и исключения
На иллюстрации — рэпер Хаски и Фэйс. Большинство текстов русского рэпа не несут в себе особого тайного знания или высокой культуры. Во многом они примитивны и пошло повествуют под бодрую музыку о современной жизни, любви, власти, отношениях. Но есть и исключения

Больше всего рэп слушает молодёжь. И противники рэпа уверены, что в период неокрепшей психики такие треки могут сформировать ошибочную модель и отношение к жизни. Например, что хорошего может найти подрастающее поколение в композициях популярного рэпера Фейса, который постоянно «роняет запад»? Тем не менее, последний его альбом — это критика всех наболевших аспектов жизни в России.

Так или иначе, даже в таких, казалось бы, примитивных формах, авторы используют разные способы отражения мира.

Рэп как литературное произведение

Но есть и другие исполнители, которые заставляют задуматься: они делают отсылки к классическим литературным произведениям, историям, историческим личностям. Показывают реальную жизнь со всеми её проблемами в занятных формах.

В одном из своих рэп-баттлов Оксимирон рассказал про архетипы персонажей и путь героя, фактически ссылаясь на теорию мономифа Джозефа Кэмпбелла. Там же он цитировал произведения классиков, что помогло ему органично критиковать, простите, Гнойного
В одном из своих рэп-баттлов Оксимирон рассказал про архетипы персонажей и путь героя, фактически ссылаясь на теорию мономифа Джозефа Кэмпбелла. Там же он цитировал произведения классиков, что помогло ему органично критиковать, простите, Гнойного

К таким рэперам кто-то относит Оксимирона. Некоторые лингвисты считают, что тексты подобных авторов можно приравнивать к литературе и даже вводить в образовательную программу. Здесь текст не просто набор букв и рифм, а полноценный нарратив и сложное произведение. Это, конечно, относится не ко всем произведениям.

Влияние рэпа на русский язык

Если послушать разговор молодёжи, не сразу можно понять, о чём они говорят. Дело в неологизмах. Многие из них пришли в русский язык из рэпа. Вот неполный список таких слов:

Дисс высказывание неуважения.
Зашквар
это что-то непопулярное.
Тру
это ситуация, когда строки рэперского трека отражают правду.
Фейки
ситуация, когда в текстах рэперов много лжи и выдумок.
Хайп
это шумиха или истерия вокруг кого-то или чего-то.
Хэйтеры
творчество таких рэперов пронизано ненавистью к какому-то исполнителю или ко всему вообще.
Эщкере
слово переводится на русский язык как «давай это получим», «ура» или «круто».

Как видим, в основном все рэперские слова заимствованы из других языков. Многие лингвисты убеждены, что они засоряют русский язык и убивают его самобытность. А кто-то считает, что это временное явление и от него ничего не останется через несколько лет. Язык обновляется, где-то хватает «ненужные» слова и потом избавляется от них.

А как вы считаете, портит ли русский рэп наш язык? И как вы вообще относитесь к русскому рэпу? Пишите в комментариях.