Продолжим тему кладбищ, дорогие смертные. В этот раз расскажем вам не про романтические прогулки между могильных оградок, а про то, как современное искусство использует образ кладбища.
Вот, к примеру, замечательный проект пермского художника Антона Семакина «Кладбище неизвестных персонажей», который можно увидеть в петербургском музее современного искусства «Эрарта». Перед нами интересная рефлексия на тему памяти в искусстве: почему человечество бережно сохраняет имена гениев и создателей, но забывает тех, кто остался на полотне? Ведь и творец, и творение равно достойны бессмертия и места в пантеоне культуры.
Семакин по-своему исправляет эту несправедливость: «Творцы западной культуры увековечены в камне, нашли своё последнее пристанище запечатлённые ими исторические личности – малые и большие. Но среди их могил мечутся духи особого рода – духи странные, всем известные, однако же, не погребённые. Это безымянные персонажи. Известно, что зачастую художник пишет не портрет, но образ, составленный из многих лиц – типаж, стилизованный, условный, архетипический. Не имея реального прототипа или являясь изображением прототипа не установленного, безвестного – и, вместе с тем, узнаваемые всеми по воле (или вине) художника – эти симулякры лишены надежды на вечное упокоение ибо безымянны и немы.
«L'art c'est un combat» (Искусство – это война) говорил Милле. Пришла пора предать земле всех солдат этой войны».
В конечном счете, смерть уравнивает в правах на покой и вечность всех. И у каждого должно быть надгробие и эпитафия на кладбище западной культуры.