Сразу скажу, это не обличительная и не ругательная статья. Это про издержки профессии и просто правда жизни. Интернет-маркетологи, разработчики, рекламщики, дизайнеры, программисты и многие другие невольно становятся «заложниками» своих заказчиков. А сами заказчики часто об этом даже не подозревают.
Что значит быть заложником
Когда подрядчики становятся заложниками, они начинают бездумно и беспрекословно выполнять все пожелания заказчиков, иногда говоря про себя: «ну ведь так же неправильно/не будет конверсии/неудобно/не соответствует тематике» и т.д.. В этом беда многих агентств и фрилансеров, кроме тех, кто работает с молчаливыми заказчиками из разряда «возьмите мои деньги и делайте что захотите».
Я считаю, и эта мысль кажется достаточно логичной, что виноваты оба – заказчик и исполнитель. Да, господа маркетологи/дизайнеры/программисты/менеджеры, мы с вами тоже виноваты и ответственность нельзя перекладывать только на плечи заказчиков.
В чем вина заказчика
Надеюсь, никто из читателей в следующих описаниях себя не узнает, а если узнает, то примет не как личную обиду, а как стимул пересмотреть свое поведение с подрядчиками.
Вы профи в своей области (и это действительно так), поэтому считаете, что будете 100% правы, предлагая добавить что-то на сайт. При этом вы не хотите слушать никаких доводов от маркетологов, ведь вы же лучше знаете интересы покупателей.
На самом деле это не всегда так: мы проводим исследование, опрос целевой аудитории и анализируем показатели и понимаем, что покупателям нужно совсем другое, но вы уверенные в своей правоте отказываетесь смотреть в глаза фактам. Попробуйте довериться нам! Ведь иногда нужно посмотреть на бизнес с другой стороны, свежим взглядом, чтобы увидеть новые возможности. Как минимум мы можем настроить тестирование и проверить обе гипотезы, так что ваш бизнес не пострадает.
Вы заплатили нам деньги и считаете, что мы должны выполнять все ваши указания. Поэтому, если вы хотите сделать розовый сайт для шиномонтажа, мы обязаны его сделать, пусть даже это не подходит для целевой аудитории.
Сожалею, но исполнение всех ваших прихотей разработчиками сайта (или настройщиками рекламы) часто ведет к падению конверсии на сайте, нецелевым заявкам и вашим же убыткам. В этом случае стоит обратиться к анализу целевой аудитории и понять, а совпадают ли ваши пожелания с их интересами.
У вас был отрицательный опыт работы с агентствами, поэтому с новым подрядчиком вы принципиально не соглашаетесь или осторожничаете. К сожалению, такое тоже случается и достаточно часто: реклама была настроена неправильно, заявок не было, «новое агентство будет делать все только под моим чутким контролем».
Здесь не остается ничего, кроме как довериться новому подрядчику, ведь вы же его выбрали не только из-за низкой цены, а еще и из-за экспертности. Правда?
В чем вина подрядчика
Да, некоторые представители агентств и фриланса тоже приложили к этому руку. А расхлебывать всем…
Вы исполняете волю заказчика, не думая о последствиях. «Он заплатил, он и музыку заказывает. Остальное меня не интересует» - думает подрядчик, а зря. Вы тоже отвечаете за результат, и, если заявок не будет, вам же в голову прилетит ментальный «кирпич» и окончательный разрыв отношений с заказчиком. Работайте на совесть и не позорьте профессию! Если видите, что гипотеза не сработает, предупредите заказчика обязательно.
Вы не умеете или не хотите объяснять. Если говорить относительно агентств, то беда в менеджерах. Есть такой тип менеджеров, которые просто перекидывают информацию от заказчика к исполнителю и обратно, никак не обрабатывая и не сортируя ее. Я называю их «передастами». У нас такие были, больше с ними не работаем, но в других агентствах на это часто не обращают внимания. Отсюда и негативный опыт заказчиков. В общем, господа, снимите уже свою корону, объясните заказчику, что к чему, зачем вам его данные из CRM и как это повлияет на конверсию.
Вы не предоставляете факты. А ведь ничто не убеждает лучше фактов! Доказывайте свою точку зрения при помощи цифр, аналитики, исследований, сделайте красивую и понятную визуализацию. Клиент вполне может согласиться с правками, если вы предоставите четкие доводы.
Вы думаете, что все клиенты неадекватные и вам лучше знать, как сделать сайт/рекламную кампанию. Этим иногда страдают специалисты, достигшие определенного уровня и не видящие ничего, кроме своих знаний. Но мир больше, чем кажется! На самом деле большинство клиентов вполне адекватные и часто дают дельные замечания, ведь вы можете не знать некоторых тонкостей их бизнеса. Умейте слушать и слышать!
Как решить проблему
Все просто:
· Понимать, что вы работаете совместно над одним проектом и его результат зависит от личной заинтересованности (и ваша общая прибыль тоже).
· Уважать и слышать друг друга.
· Доверять, понимая, что у всех могут быть мелкие ошибки (больше к заказчикам).
· Делать свою работу на пределе своих возможностей и немного больше, стараясь не допускать ошибок (это уже к исполнителям).
· Опираться на факты, а не на личные суждения; доказывать свою точку зрения.
Тогда все ТЗ, сайты и рекламные кампании не будут перерабатываться по несколько раз и занимать кучу времени, будут сделаны для пользователей, отвечать их потребностям и иметь неприлично высокую конверсию. Давайте стремиться к идеалу!
А я жду комментариев и «закидывания тапками». Или вы со мной согласны?