Многим знаком Sugata Mitra. Сугата — исследователь в области образования и известен благодаря методу SOLE, эксперименту "Hole in the Wall" и выступлению на TED в 2013 году.
Сугата предложил миру школу в облаке School in the Cloud, основанной на методе SOLE (Self Organized Learning Environment), или самоорганизующаяся среда обучения. Сугата развивает идеи и рекомендует их внедрять в школах по всему миру.
Основа метода сама по себе не нова, и применяется в ряде технологиях для групповой самоогранизующейся деятельности: "Открытое пространство" (Open Space), "Дизайн-мышление" (Design Thinking), "Эволюционное проектирование" (Process Design) и др.
Метод состоит в том, что перед учебной группой ставится хороший увлекательный Большой Вопрос. Вопрос, который вызывает желание найти ответ. Одновременно с этим на него не так просто ответить. Заданный вопрос соответствует учебной группе, которая в состоянии найти ответ.
Кроме постановки вопроса тьютор или модератор группы (в прежней нотации учитель) четко обозначает правила поиска ответа на вопрос: какое количество времени отводится на исследования, какие ресурсы и как использовать, в каком виде представлять результаты исследований.
Учебный класс разбивается на группы, каждой группе предоставляется рабочее пространство, и чаще это место и рабочий компьютер с доступом в сеть. Кроме того, используются доска, флипчарты, ...
Во время исследовательской работы учитель не включается в работу групп, даже если задаются вопросы, — учитель перенаправляет вопрос в другую группу.
Пока в группах происходит поиск ответа на Большой Вопрос, учитель лишь контролирует время и напоминает о завершении исследований, переходе к оформлению результатов.
Ученики в группах ведут себя по-разному: один ищет информацию, другой советует, третий стоит в сторонке, четвертый спорит, пятый включается в оформление результатов. Срабатывают черты характера, проявляются склонности к определенному виду работы, вовлеченность.
На заключительном третьем этапе учебной самоорганизующейся сессии тьютор организует обзор результатов проектных команд: каждая группа рассказывает о достижениях, остальные ученики задают вопросы.
В конце занятия тьютор обращает внимание учащихся на понимание учащихся совпадений и различий в исследованиях, на то, что понравилось и не понравилось, что улучшить в индивидуальной или коллективной работе.
А как думаете вы? Такой метод познания больше вовлекает и развивает компетенции учеников? Пишите в комментариях.