Если вы собственник, это не значит, что вы можете выселить из квартиры любого члена вашей семьи. Суд будет рассматривать нюансы - кто кем кому приходится, лишен ли родитель прав на детей и т.д. Адвокат Олег Сухов помог нам составить рейтинг самых распространенных заблуждений собственников и жильцов, касающихся выселения из квартир.
Можно ли выселить члена семьи?
Cтатус собственника вовсе не наделяет его правом выселять кого угодно из своей квартиры. Даже если речь идет о выселении жильца, не являющегося владельцем помещения и нарушающего порядок,
суд будет руководствоваться конкретными обстоятельствами, историей приобретения жилья и бытовыми условиями семьи, и запросто может отказать в исковых требованиях.
Именно такое решение суд принял по иску жительницы Таганрога, владеющей ¾ доли в трехкомнатной квартире. Оставшиеся ¼ доли принадлежат ее отцу. Остальные члены семьи: сын и двое братьев истицы — собственниками не являются, однако прописаны в жилом помещении. Одного из своих родственников она намеревалась выселить и снять с регистрационного учета за побои и регулярное злоупотребление спиртным, другого – за фактическое отсутствие.
Таганрогский городской суд отказал женщине в исковых требованиях, тем самым признал ее родственников полноправными владельцами спорной квартиры, поскольку они являлись членами семьи и на момент приватизации жилья, однако не участвовали в ней, будучи несовершеннолетними.
Закон устанавливает абсолютное равноправие таких граждан в пользовании приватизированной квартирой и запрещает их выселять.
Кроме того, истица не смогла доказать суду и то, что один из родственников покинул жилье добровольно.
Можно ли выселить мужа-алкоголика?
Законодательство и суды всячески противостоят нарушению прав несовершеннолетних. Однако большим заблуждением будет рассчитывать на то, что наличие детей поможет их родителям воспользоваться государственной защитой.
Так, например суд, скорее всего, откажет супругу-собственнику, если он попытается выселить из квартиры свою бывшую жену, которая в ней просто прописана, при том, что другими собственниками жилого помещения являются их совместные несовершеннолетние дети.
Во внимание может быть принято не столько право матери как законного представителя детей-собственников, сколько основание для выселения.
По закону таковым может быть прекращение семейных отношений. Бывшим членом семьи жена приходится мужу, но никак не детям, если не лишена родительских прав.
Еще пример: бывшая супруга, выступая в интересах своего несовершеннолетнего сына, пыталась выселить мужа из дома. Настаивала на том, что сожительствовать с ответчиком стало невозможно из-за злоупотребления им спиртным, нарушения порядка проживания в доме и невыполнения обязательств по воспитанию двоих детей.
Несмотря на то, что ½ долю в жилом доме бывшие супруги приобретали вместе, единственным владельцем недвижимости является их ребенок. Истица настаивала на допросе своего сына и привлечении к участию в заседании органов опеки, но судья этим не воспользовался.
Истец пыталась доказать, что муж больше не является членом семьи собственника и поэтому утратил право пользования жильем.
Однако суд не нашел этому подтверждения – ответчик не лишен родительских прав, поэтому оснований для выселения нет.
Можно ли выселить владельца доли?
Собственнику меньшей доли в квартире наивно рассчитывать на равные права с тем, кто владеет большей. Если недовольный таким соседством совладелец решится принудительно выселить жильца и насильно выплатить компенсацию даже против его воли, у него есть все шансы выиграть дело. Соответствующая судебная практика уже создается. Владелица 2/3 доли в трехкомнатной квартире в Санкт-Петербурге подала иск о выселении своего соседа, которому принадлежала 1/3 доли. В своих требованиях она заявила о невозможности совместного проживания и была готова выкупить у ответчика его часть жилплощади, однако тот не соглашался на сделку.
Суды первой и второй инстанций отказали в иске.
Однако Верховный суд отменил их решения и посчитал правомочной принудительную реализацию доли ответчика ввиду ее незначительности.
В своем определении он отнес спорную ситуацию к исключительной, указав на нарушение прав другого участника долевой собственности и необходимость их восстановления.