Найти тему
Человек играющий

Как скоростной интернет навсегда изменил нас и наши игры

Оглавление

«В сети появился трейлер 11 части любимой с детства игры? Посмотрю на YouTube. Игра наконец поступила в продажу? Пора наведаться в Steam, только перед этим гляну пару обзоров и посмотрю трансляцию на Twitch, а то вдруг разработчики опять с балансом напортачили».

Привычный порядок действий, правда? Всё это кажется настолько очевидным для современного игрока, что он уже и забыл, как обходился без этих и многих других сервисов, но всё равно каким-то образом находил, покупал и, собственно, играл в игры.

В этом материале я расскажу, как постоянно растущая скорость интернета преобразовала привычные нам способы взаимодействия с миром электронных развлечений, и что на самом деле оцифровали и монетизировали популярные интернет-сервисы.

Steam 90-х

Сегодня игры на дисках занимают очень небольшую долю всего рынка игровой дистрибуции. Последним бастионом старых добрых пластиковых коробочек остаются игры для консолей, но и те скоро уйдут в историю. Всё потому, что издатели игр изрядно теряют на физических копиях. Производство, комиссии розничных магазинов, доставка, перепродажи б/у игр – оцифровка решает много проблем.

Ещё совсем недавно медленный и очень дорогой интернет не оставлял игроделам другого выбора, кроме как сотрудничать с розничными торговыми сетями. Представители всяких Волмартов чувствовали себя королями и диктовали свои условия, но в конце 00-x пришёл Steam и всех спас. Да, Гейб тоже брал с издателей приличную комиссию, но всё-равно был меньшим злом, чем продажа игр на физических носителях.

Впрочем, России 90-х эти ужасы торговли играми по лицензии не коснулись. Подавляющее большинство приставок и игр для них являлись, по сути, пиратской продукцией, хотя и очень пытались маскироваться под оригинальные бренды. У Денди, например, была даже собственная передача на центральном телевидении и самые настоящие сервисные центры, а пиратские игры от Акеллы (реализуемые под брендом «Фаргус») подделывали пираты рангом пониже.

Почти в каждом населённом пункте нашей необъятной родины были свои "центры игровой дистрибуции". Кто-то раскладывал картриджи в стройном ряду вещевых палаток, кто-то — в закутке продуктового магазина, а самые пафосные арендовали собственный павильончик. Каждый подросток тех лет периодически проверял все известные ему точки на наличие новинок, а если с деньгами было туго, то просто забегал поглазеть на заветные коробочки и в очередной раз почитать описание на задней стороне. Жалко только, что распродаж со скидками в 70%, как в Steam, там не было (а может мне просто попадались слишком жадные продавцы).

Twitch 90-х

-2

Мегапопулярный стриминговый сервис Twitch превратил в многомиллионный бизнес банальное желание людей понаблюдать за тем, как играют другие. Причём, солидные суммы там зарабатывают не только владельцы сервиса, но и сами пользователи. Скорее всего, вы знаете, как это устроено. Донаты, платные подписки, попадание на главную, и вот уже Макдоналдс лишается очередного ценного сотрудника.

В отсутствие интернета, способного воспроизводить потоковое видео, утолять свой игровой вуайеризм можно было только в специально отведенных для этого местах — компьютерных клубах. В конце 90-х таких заведений расплодилось по всей стране какое-то немыслимое количество. Что уж говорить, если в моём родном посёлке городского типа их было 5 штук (больше, чем школ).

Оценить игру, подсмотреть интересную тактику, научиться новым приемам, да и просто поболтать с людьми со схожими интересами – за всем этим нужно было топать в местный компьютерный клуб. Кстати, в отличие от Twitch, там можно было ещё и поиграть, но, чтобы разблокировать эту функцию, сначала нужно было сэкономить n-ную сумму на школьном завтраке.

К сожалению, практика донатов от благодарных зрителей в игровых клубах как-то не прижилась. Зато живой чат с аудиторией генерировал гораздо больше драйва, а иногда мог закончиться даже импровизированным раундом в Mortal Kombat за углом.

YouTube 90-х

-3

Все уже привыкли упускать из виду, что перед тем, как игру купить и скачать, о ней сначала нужно узнать (пожалуйста, ваш кэп). Сегодня мы перманентно пребываем в персонализированном информационном потоке, который ещё и подстраивается под наши интересы.

Рекомендации YouTube, персональные ленты новостей в соцсетях, целиком и полностью основанный на персонализации контента Яндекс Дзен (тут-то мы с вами и встретились) и ещё куча другой IT-магии сделают всё, чтобы вы не пропустили анонс продолжения своей любимой игровой серии. Уже совсем необязательно целенаправленно искать информацию на профильных сайтах, чтобы оставаться в курсе последних трендов игровой индустрии.

Раньше всё было несколько сложнее. Телевидение, будучи главным поставщиком информации и рекламы, старательно игнорировало тему игр. Небольшая струйка игрового контента в лице уже упомянутой выше «Денди — Новая реальность» и немного более поздней «От винта!» всё равно просачивалась на ТВ, отгрызая немного времени у более востребованных тематик, но полностью удовлетворить запросы игроков эти передачи, разумеется, не могли.

От острой нехватки информации по уже вышедшим и ещё горячо ожидаемым играм спасала печать. Рецензии, гайды, прохождения, секреты и читы, разборы игрового железа, аналитические материалы, анонсы новых игр и ещё вагон других интересующих геймеров материалов можно было найти только на страницах игровых журналов. По сути, это мало чем отличалось от современных игровых порталов и каналов на YouTube (разве что графику приходилось оценивать исключительно по скриншотам и гневные комментарии некуда было писать).

Раньше было лучше?

-4

Наш мозг всегда окрашивает приятные события из прошлого (особенно из детства) в более тёплые тона, но пусть «эффект зелёной травы» не вводит вас в заблуждение. В детстве вы пришли бы в восторг от одной только мысли, что когда-то тысячи игр и тонны бесплатного игрового контента будут лежать на расстоянии одного клика.

За последние два десятка лет постоянно растущая скорость интернета изменила сферу электронных развлечений до неузнаваемости. Тем удивительней осознавать, что развитие IT-технологий не останавливается, и то, что сейчас кажется нам современным и актуальным, скоро окажется таким же смешным пережитком прошлого, как и развалы с картриджами, игровые журналы или компьютерные клубы.

Игровая индустрия неразрывно связанна с новыми технологиями и уже не раз становилась катализатором их распространения. Гигантским открытым мирам современных игр, что весят уже космические 100 и более Гбайт, нужна соответствующая пропускная способность интернет-канала. Онлайн игры на десятки (а то и на сотни) человек требуют от подключения минимальной задержки. А впереди ещё облачный гейминг, стриминг, VR в онлайне и ещё куча других страшных слов из будущего.

Благо оказаться впереди паровоза прогресса можно уже сейчас. Компания МГТС запускает в Москве первый в России массовый интернет тариф с пропускной способностью 1 Гбит/с (чёрт, да это же в 20 раз быстрее, чем у меня сейчас!). Что самое приятное, за такую чудовищную скорость провайдер мало того, что не требует дополнительных платежей, а даже напротив – всучит вам бесплатный роутер в придачу. Осталось только запастись компьютерным железом, способным работать на таких скоростях, и вот оно — будущее.