Когда приезжаешь в Вену на конкретную выставку, как приезжала я, чтобы увидеть крупнейшую за последние 450 лет выставку Петера Брейгеля Старшего, невозможно ограничиться ею одной. Это же Вена! Здесь все дышит искусством. В гостинице – маленькой, но с большой общей кухней, которая сдруживает постояльцев за вечерним чаем и крепким утренним кофе – разговорилась с администратором. Призналась, что приехала ради Брейгеля. «О, вы любите искусство?», – и повела на лестницу. Там – огромная, в два марша – фотография Вены с необычного ракурса. «Это моя работа! – гордо сказала администратор. – И на кухне еще одна работа, тоже моя. А здесь я потому, что нужно зарабатывать на хлеб». Художник не должен быть голодным, это сейчас не модно. Да и во времена Брейгеля было немодно: он был богат и знаменит. Микеланджело и Леонардо до него тоже, Рубенс после него – еще как. Картины Брейгеля (даже еще не написанные, а только заказанные) банки принимали для обеспечения выдаваемых кредитов. Сегодня его картины стоят миллионы, но никто не продает.
На выставке стоим перед рисунком из частной коллекции – на неискушенный взгляд, ничего особенного: вот дерево, вот горный склон, вот спиной к нам всадник. Еще совсем недавно считалось, что рисунок этот принадлежит перу одного из сыновей Брейгеля, а несколько лет назад искусствоведы доказали: не сыновьям, а самому Брейгелю! «Представляете, как обрадовался владелец?», - спрашивает гид. Нет, даже не представляю.
Зато знаю (ну, как минимум представляю), как радовалась Мария Альтман, когда в 2006 году получила в свое владение шесть картин «самого венского» художника Густава Климта, и среди них портрет своей тетки – «Золотую Адель». Говорят, Климта и его модель – жену богатого и знаменитого банкира Адель Блох-Бауэр – связывала не только дружба. Говорят, что муж Фердинанд в 1903 году заказал Климту портрет жены, полагая, что когда художник и его муза начнут встречаться каждый день у мольберта, то готовая вот-вот взорваться страсть поутихнет. В конечном счете Фердинанд оказался прав: томная Адель не ушла от него, несмотря на то, что небедный художник потратил на нее много золота – в прямом смысле: «Золотая Адель» потому так и называется, что вписана в золотое сияние. Густав Климт написал еще один портрет Адели, ее образ узнается и в некоторых других картинах. Адель Блох-Бауэр умерла в 1925 году и просила мужа передать ее портреты и еще четыре пейзажа Климта австрийской государственной галерее, и муж ее волю обещал выполнить. Но в судьбу вмешалась история.
После аншлюса Австрии Германией в 1938 году еврей Фердинанд Блох-Бауэр бежал в соседнюю Чехословакию, а потом в Швейцарию, где и умер в ноябре 1945 года. Но успел перед смертью отменить дарение картин, которые вместе со всем его состоянием были экспроприированы нацистами. Более полувека спустя, в 1998 году, Австрия приняла закон о реституции предметов искусства, и любой гражданин мог (и сейчас может) запросить в музеях информацию о том, как в его коллекцию попала та или иная картина. Жившая в США племянница и наследница Фердинанда Блох-Бауэра Мария Альтман потребовала вернуть ей шесть картин Густава Климта. Австрия сопротивлялась (и это обошлось ей в миллионы тогда еще шиллингов судебных издержек), но Альтман своего добилась: картины вернули. Она готова была оставить их все в австрийских музеях за 300 млн. долларов. После обсуждения в парламенте, Австрия предложение отклонила. Когда «Золотая Адель» уезжала из Вены, ее оплакивали даже трамваи, неся на боках надпись: «Прощай, Адель». Председатель Еврейского мирового конгресса и сын основательницы знаменитой косметической компании Рональд Лаудер купил «Золотую Адель» за 135 млн. долларов, и сейчас она выставлена в основанной им Новой галерее в Нью-Йорке. Самая знаменитая картина Густава Климта, которая осталась в Вене – «Поцелуй». Приходишь в галерею Бельведер, а там сразу указатели: «к «Поцелую» – туда. Толпы стоят и делают селфи на фоне – совсем как возле «Джоконды» в Лувре.
Зная эту историю, я особенно внимательно читала подписи и провенансы под картинами в венских музеях и на выставках.
Провенанс – это история владения: кто, когда приобрел, кому продал, как оказалось у нынешнего владельца. Занимательное зачастую чтение. На выставке еще одного австрийского гения и ученика Климта Эгона Шиле (стиль у них такой разный, что в искреннюю дружбу и глубокое уважение даже трудно поверить, но они на самом деле были) некоторые картины сопровождаются подробными историческими справками – когда и у кого нацисты экспроприировали, как, когда и кому австрийские галереи возвращали.
Глобальное соглашение о возвращении похищенных нацистами произведений искусства подписали 20 лет назад (именно после этого Австрия и стала возвращать картины), но сегодня Рональд Лаудер говорит, что, например, Германия делает очень мало. Он говорит, что до сих пор почти 20% похищенных произведений искусства, около 100 тыс. объектов, не возвращены законным владельцам или их наследникам. Читайте провенансы.
Фото автора