"Он знаток SMM". "Наш бухгалтер постоянно тупит". Мы постоянно навешиваем на других людей ярлыки. Это удобно. А размышлять, какие качества в какой ситуации проявляются - долго и скучно. Ярлыки сильно упрощают взаимодействие с людьми.
Использовать ярлыки - это, конечно, плохо. И непедагогично. Более того, это отличный способ манипуляции. Мы высказываем уверенность о наличии у другого человека некой черты или качества, а затем о чем-то просим этого человека, обращаясь к нему в соответствии с этим качеством.
Работает с детьми - тех, кого называли "заботящимися о красоте письма", начинали тренироваться писать даже в свободное время. Работает и с взрослыми - люди, которым, по результатам интервью сообщили, что они соответствуют категории "добропорядочный гражданин" на 15% чаще участвовали в выборах на следующей неделе.
Приклеить ярлык «в лоб», прямо отнеся собеседника к какой-то категории, достаточно топорно. Компании действуют тоньше. Так, в конце полета звучит объявление: «спасибо, что вы выбрали именно нашу авиакомпанию». Пассажирам ненавязчиво напоминают, что авиакомпаний много, а они выбрали именно эту. Значит, существовала какая-то причина. Это – косвенное навешивание ярлыка уверенности – авиакомпания помогает клиентам убедиться в правильности сделанного выбора.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.
Больше в моей книге: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом". (ЭКСМО, Ozon, Litres)
Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"
Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США
Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов
Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"
А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!
Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита
Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет
ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "