Блог ТГД продолжает следить за судьбой проекта подводного комплекса по добыче нефти и газа на основе ядерных энергетических установок. Напомним, проект "Айсберг" реализуется с 2015 года ЦКБ МТ "Рубин" по заказу государственного Фонда перспективных исследований (ФПИ).
О немногих открытых данных проекта "Айсберг" уже рассказывалось ранее. В начале декабря появились новые подробности немного фантастического, но, возможно, перспективного для шельфовой добычи проекта. По крайней мере, в части сейсморазведки и бурения.
В ходе прошедшего в Санкт-Петербурге форума "Арктика: настоящее и будущее" на стенде Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), куда входит и ЦКБ МТ "Рубин", состоялась российская премьера макета одного из ключевых элементов проекта "Айсберг" – подводного транспортно-монтажного и сервисного комплекса.
Транспортный комплекс представляет собой атомную подводную лодку (АПЛ) катамаранного типа, которая может доставлять отдельные модули.
Как следует из представленных данных, полное подводное водоизмещение АПЛ составляет 17670 куб. м, длина – 100,7 м, ширина – 35 м, высота – 16,5 м. Глубина погружения лодки может достигать 400 м, скорость передвижения с грузом – 7 узлов.
Автономность составляет 90 суток. Вполне достаточный срок, чтобы доставить на подледное месторождение необходимое оборудование. Причем, не один раз.
Всего предусмотрено пять вариантов «начинки» для АПЛ-носителя. Среди них: подводный энергетический модуль, буровой модуль, модуль системы обеспечения комплексной безопасности, модуль со средствами сейсморазведки, а также буксируемая капсула с сейсмокосами.
Посетители стенда корпорации могли увидеть лодку-носитель и подводный энергетический модуль. И тот, и другой работают на основе атомной энергии. Лодка-носитель – обитаемая, энергетический модуль – нет.
Интересно, что конструкторская мысль не стоит на месте. Ещё полгода назад проект "Айсберг" выглядел несколько иначе. В таком виде проект был показан участникам и гостям Петербургского экономического форума в мае.
Эволюция на лицо. Окраска транспортного комплекса сменилась с яркого спасательного на более традиционные для подводных кораблей цвета. Изменилась и архитектура подводного судна. Кораблём его назвать сложно, хотя некоторое внешнее сходство с подводным стратегическим крейсером всё-таки можно заметить.
Конечно, наибольший интерес вызывает подводный буровой модуль. Пока что он существует в виде эскизного проекта и демонстрируется в виде картинки не очень высокого разрешения. Известно, что в своей работе комплекс использует технологию непрерывного бурения с постоянным промыванием скважины. Помимо "Рубина", в создании бурового модуля также задействованы и другие организации: ОКБМ Африкантов, ВНИИГАЗ, Курчатовский институт, ВНИИГ им. Веденеева.
Именно этот элемент комплекса "Айсберг" может определить судьбу всего проекта. Провести разведку на арктическом шельфе можно и с помощью ледокола и обычного сейсмического судна. А вот для бурения потребуется платформа, разместить и безопасно эксплуатировать во льдах которую, не такая уж и простая задача.
Напоследок немного о финансах. Стоимость комплекса оценивается примерно в 1 млрд долларов. Конечно, это дорого, но и освоение Арктики – удовольствие не для бедных. К тому же всё относительно. Бурение одной скважины на месторождении "Победа" в Карском море обошлось "Роснефти", по некоторым данным, в сумму около 700 млн долларов. Пока что интенсивной добычи на российском шельфе не ведётся, но в случае её начала шансы "Айсберга" вполне могут возрасти.