Сюжет очередной главы в истории Харри Холе традиционно интересный и динамичный, но на этот раз не обошлось без большого «НО». После жаркого летнего Осло в «Пентаграмме» мы попадаем в холодную зиму норвежской столицы накануне рождества, в которую приезжает киллер для выполнения заказа, и именно это убийство и будет расследовать Харри. На этот раз мы с самого начала знаем кто убийца, но вот кто заказчик и его мотивы остаются загадкой до самого конца.
Как и в «Красношейке» здесь есть параллельный сюжет о событиях прошлого, на этот раз про распад Югославии и противостояние хорватов и сербов, но мне показалось что для основного сюжета эта линия вообще не важна. Это просто отдельная история про детство одного из персонажей, любопытная, но не более, по этому хорошо, что ей отведено не так много текста, как флешбекам про Вторую мировую в «Красношейке», где они были важнейшей частью истории.
Основной же сюжет в какой-то момент по атмосфере здорово напомнила мне киношную трилогию про Борна в самом положительном смысле, видимо благодаря атмосферным отрывкам где одному из персонажей приходится скрываться в большом городе когда на него идет настоящая охота. А еще я помню как во время чтения первых книг я немного негодовал что Несбё дает информацию о личности Харри какими-то маленькими кусочками, а сейчас мне это деже нравится. Это уже шестой роман серии, а к мозаике под названием Харри Холе добавляются всё новые и новые детали, дополняя уже и без того казалось бы завершенный образ. И еще один плюс - в сюжете Несбё уделяет большое внимание к такой организации, как Армия спасения, и тому, как они помогают бездомным и наркоманам, что для меня было как минимум познавательно.
А теперь то самое большое «НО». Знаете, есть такой тип читателей, которые постоянно придираются к логике поступков героев, и ворчат что тут герой сделал не то, тут не так, а логично было вот так? Так вот я совсем не из таких. Я всегда понимаю, что логика у каждого своя, а в стрессовых ситуациях люди часто ведут себя не логично, да и в принципе люди часто ведут себя глупо. Но тем не менее в «Спасителе» даже у меня периодически возникали большие вопросы к действиям героев. То профессиональный киллер идёт на дело с ярким красным шейным платком, который мало того, что забывает снять в нужный момент, но еще и надевает снова, то полицейский охраняя свидетеля сознательно оставляет оружие в машине выходя из неё, то киллер решает поспать, поджидая потенциально вооруженную жертву. Ну или убийца постоянно засовывает в карманы шарики-освежители из туалета... Для чего? Кто-нибудь понял зачем он вообще это делал? Я привык к нелогичности некоторых действий Харри, это его натура и часть его шарма, я привык что некоторые второстепенные герои у Несбё иногда ведут себя странновато, но в жизни так тоже бывает, но вот в этом романе некоторые моменты не спасли даже эти оправдания.
Тем не менее читать интересно, просто если до «Спасителя» в каждой книге было видно что Несбё делает шаг вперед развиваясь или пробуя что-то новое, то эта книга скорее выглядит шагом назад. Возможно она бы лучше выступила в роли третьей части серии, но вот после «Пентаграммы» она кажется какой-то маленькой и будто бы более ранней, хотя несомненно читать было интересно.
Традиционно говорю «До встречи, Харри», и эта встреча состоится примерно... сейчас. Впервые за чтение этой серии я, пожалуй, не буду делать перерыва, и сразу возьмусь за «Леопарда». Толи после «Спасителя» осталось чувство не полного удовлетворения, толи совсем не осталось сил сопротивляться чарам Несбё и Холе делая перерывы между историями.