Сектант, актер, интриган, пьяница… Вы удивитесь, но речь идет не просто об авантюристе или очередном «великом комбинаторе», а об одном из самых влиятельных представителей духовенства в Российской империи. Иеромонах Илиодор при дворе Николая II занимал положение ничуть не худшее, чем печально известный Григорий Распутин. Обо всех выходках расстриги – в нашем сегодняшнем материале.
Карьера выходца из донских казаков Сергея Труфанова была предопределена с самого начала. Отец работал псаломщиком в местном храме, потому и сына готовил к той же профессии. Начав учиться в Новочеркасском духовном училище, Сергей затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где посредственную успеваемость с лихвой компенсировал разными общественно полезными делами. На третьем курсе был пострижен в монахи, а после окончания учебы стал уже иеромонахом Почаевской лавры под именем Илиодор.
Будучи блестящим оратором и проповедником, Илиодор работает в журнале «Почаевский листок», публикует собственные брошюры и собирает толпы благодарных слушателей буквально везде, где появляется. Впрочем, такое влияние не всем по душе, и скоро на иеромонаха обрушиваются еврейские журналисты и предприниматели. При чем, небезосновательно: тот же «Почаевский листок» был известен своими провокационными материалами, а сам духовник явно благоволил к черносотенцам. В 1907 году Святейший Синод официально запрещает ему заниматься литературной деятельностью, но Илиодор быстро находит влиятельного покровителя в лице епископа Гермогена, который приглашает его в саратовскую епархию. Местный приход понемногу превращается в секту с огромным денежным оборотом. В это время порочный иеромонах очень близок со «старцем» Григорием Распутиным. Дружба выгодна обоим6 через Григория Илиодор сближается с царской семьей, а «целитель» фактически получает моральную санкцию на все свои похождения и настоящий разврат, который царил при дворе с легкой руки Распутина. Идиллия продолжается восемь лет; после иеромонах воображает себя настолько крупной политической фигурой, что устраивает другу «обличение», публично назвав его «диаволом». Однако Илиодор не учел того, что Распутина держат при дворе, холят и лелеют еще и из-за цесаревича Алексея, а он – так, духовник с сомнительной репутацией. Дальше все становится только хуже.
Проблемы растут как снежный ком, но растет и азарт Илиодора. В 1911 году он паломником идет в Саров через поволжские города, ведя за собой страшную процессию. Его поклонники по пути жгут соломенную «гидру революции», устраивают жуткие театральные действа.
"Становятся певчие в числе более 1000 человек. Из ворот монастыря выносят 11 исторических картин громадного размера: "Русь идет", "Николай II", "Государыня и наследники", "Смерть Сусанина", "Минин", портреты других императоров… Впечатление от патриотических торжеств не поддается никакому описанию"
После того, как на Илиодора обращает внимание сам Петр Столыпин, его ссылают во Флорищеву пустынь и снимают сан. Вне себя от горя, расстрига буквально режет себе руки и публично заявляет, что сам от всех отрекается. С 1914 по 1918 он живет в эмиграции, илиодоровцы бросают своего духовного учителя. Через некоторое время «пастор» возвращается в Россию еще на четыре года и даже пытается основать новую секту, на этот раз основанную на коммунистических идеях. Он даже пишет письмо Ленину в надежде на поддержку. В это время чекисты активно «раскручивают» Илиодора, чтобы тот дискредитировал православных священнослужителей. Заканчивается все это тем, что в 1922 году ему милостиво разрешают покинуть страну, дабы не делать его очередной жертвой политических репрессий. Последние тридцать лет своей жизни Илиодор доживает уже в Штатах, где работает уборщиком в страховой компании.
Вам может быть интересно:
За что Гитлер наградил орденом советского летчика
Куда идут наши деньги?
Самая страшная каторга царской России