Найти тему
Судострой

Эволюция "Северного полюса". На чём Россия планирует закрепиться в Арктике

Оглавление

Минувшая неделя отметилась важным событием для освоения Арктики. 20 декабря на Адмиралтейских верфях началась резка металла для дрейфующей ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) "Северный полюс".

ЛСП "Северный полюс" / Иллюстрация: КБ "Вымпел"
ЛСП "Северный полюс" / Иллюстрация: КБ "Вымпел"

Платформа представляет собой судно, которое будет дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана без захода в порт в течение двух лет. Отметим, предыдущий рекорд пребывания в высоких широтах без захода в порт принадлежит атомному ледоколу "Арктика", который более года не заходил в порт. О наличии ядерных энергоустановок на борту "Северного полюса" ничего не сообщается. Устанавливать рекорд ЛСП придётся за счёт запасов органического топлива.

Предполагается, что платформа будет работать без ледокола. Для этого судно имеет ледовый класс Arc8. Это означает возможность плавания в сплоченных одно- и двухлетних арктических льдах до 2,1 м зимой-весной и до 3,1 м летом-осенью. За ледоколом "Северный полюс" сможет передвигаться в двухлетних льдах толщиной до 3,4 м зимой весной и без ограничений летом-осенью.

Эволюция проекта

Внешний вид ЛСП "Северный полюс" в апреле 2018 г. / Иллюстрация: Адмиралтейские верфи
Внешний вид ЛСП "Северный полюс" в апреле 2018 г. / Иллюстрация: Адмиралтейские верфи

Платформа "Северный полюс" строится по проекту 00903. Контракт на проектирование и постройку платформы Адмиралтейские верфи и Росгидромет заключили в апреле 2018 года. При этом, по словам гендиректора судоверфи Александра Бузакова, работа над проектом велась уже два года.

Первые облик и проектные характеристики платформы были представлены широкой публике на церемонии подписания контракта. На тот момент предполагалось, что длина платформы составит 67,8 м, ширина – 22,5 м, водоизмещение – около 7500 т, мощность энергоустановки – не более 3600 кВт, скорость перемещения – 10 узлов.

Через восемь месяцев был показан аванпроект, подготовленный КБ "Вымпел". Надо отметить, что основные характеристики, как и внешний вид несколько изменились.

Увеличились длина (до 83,1 м) и водоизмещение (до 10390 т). Энергоустановка также стала мощнее – 4200 кВт. Скорость и ширина остались те же.

По данным КБ "Вымпел", автономность судна по провизии составляет 365 суток, по топливу – 750 суток. Экипаж составляет 14 человек, научный персонал – 34 человека.

Что касается внешнего вида, то если раньше ЛСП была похожа ледокол, то теперь, скорее, на многоцелевое судно снабжения. Вертолётная площадка переехала в корму. Краны заняли место в центральной части корпуса судна. Носовая часть приобрела форму яйца. Предполагается, что такая форма корпуса позволит минимизировать воздействие льда.

Внешний вид ЛСП "Северный полюс" в декабре 2018 г. / Иллюстрация: Адмиралтейские верфи
Внешний вид ЛСП "Северный полюс" в декабре 2018 г. / Иллюстрация: Адмиралтейские верфи

Для любителей финансов отметим, что строительство "Северного полюса" реализуется в рамках госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ. На ЛСП выделено почти 7 млрд рублей, что примерно соответствует стоимости неатомного ледокола.

Для чего

Планируется, что в течение двух лет платформа с помощью встроенного оборудования будет проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения.

Сама по себе идея дрейфующей арктической станции не нова, как не ново и название "Северный полюс". Под этим именем СССР, а затем РФ запустили с 1937 года 41 дрейфующую станцию. Свои дрейфующие станции были и у США. В 2014 году работа станций "Северный полюс" была приостановлена. Как отмечается в материалах Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), в связи с возросшими рисками из-за климатических изменений. Арктика тает, и полярники переходят со льдин на суда.

Есть ещё один возможный аспект применения дрейфующей арктической станции – военный. Объект вполне может применяться для обеспечения связи между собственными атомными подводными лодками и слежения за подводными кораблями противника.

Есть ли у ЛСП "Северный полюс" аналоги? Корабелы утверждают, что кроме России, дрейфующие платформы не строят нигде. Но схожие задачи решают и другие страны. Например, в августе 2018 года Китай протестировал в Арктике беспилотную ледовую станцию. Инженеры из Поднебесной считают, что станция эффективно дополнит систему наблюдения за Северным полюсом в периоды отсутствия там научно-исследовательских судов зимой и весной.

Как видно, конкуренция за исследования в Арктике усиливается. Российская ЛСП должна быть передана заказчику в 2020 году.

Монтаж беспилотной станции в Арктике / Фото: Синьхуа
Монтаж беспилотной станции в Арктике / Фото: Синьхуа