Найти тему
#БЫТЬСОБОЙ

Внимание - инструмент настройки восприятия. Или где прячется интуиция и озарение?

Внимание - это основа, тот инструмент, с работы которого начинается восприятие чего угодно. Прежде чем будет что-то воспринято, происходит обращение на это внимания. Обратите внимание на ощущения большого пальца левой ноги прямо сейчас. Скорее всего, вы его почувствовали, но при этом, с большой долей вероятности этих ощущений не было в общем объеме ощущений. Конечно незачем, без особой необходимости их чувствовать. Объем нашего внимания ограничен и психика использует ресурсы внимания очень целесообразно. Но стоит учитывать, что распределять внимание и управлять им, мы научены на уровне автоматизма. От качества этого обучения очень сильно зависит то, что мы будем воспринимать и как. Рассмотрим, как мы этому учились.

У только что рожденного ребенка внимание расфокусировано. То есть оно направлено на все и ни на что конкретно. Внимание не луч, а лампочка. В итоге, все ощущения воспринимаются параллельно и смешано. Каждый день жизни, малыш учится сужать внимание и концентрировать его в какой-то области ощущений. Выделять из всего объема ощущений чувство голода или холода. Из всей картины зрительных ощущений - выделять объект, отделяя его от фона в котором все остальное. И так во всем. Все дальнейшее обучение - это раздробление фона на объекты. По сути, происходит настройка восприятия физического мира через настройку работы внимания. Сейчас важно увидеть именно эту настройку, поэтому момент с осознанием этого восприятия, выявления связей и закономерностей, пока опустим. Следующим этапом идет настройка различения, скажем так, мира эмоционального. Ребенок учится из общего фона эмоциональных ощущений, который мы называем словом "состояние", выделять конкретные чувства, радость, грусть, злость и т.д. Конечно учится эти "объекты" осознавать и манипулировать ими, беря примеры со взрослых. Здесь так же происходит определенная настройка внимания, что-то становится важно замечать и оно попадает в восприятие, а что-то проскакивает мимо. На эту тему можно написать несколько книг, но сейчас хочется выявить логику этой настройки, так как она лежит в основе восприятия и в конечном итоге, восприятия всей картины мира.

С рождения, человек нарабатывает навык концентрации внимания - выделения объекта из фона. Объект, попав в зону пятна луча внимания - будет являться содержанием сознания в текущий момент времени. Фон при этом - попадает в область бессознательных процессов. Он воспринимается, но не осознается.

У взрослого человека, внимание становится похожим на луч фонаря. Уже и ученые выяснили, что сознательно человек воспринимает 5-10% из возможного объема, все остальное - дорисовывает память. Однако, все это нормально и хорошо, до тех пор, пока идет речь про физическое восприятие, но ведь эмоциональное восприятие, социальное восприятие (осознание событий жизни, людей, их действий) настраивалось по такому же алгоритму - концентрация, переключение, опять концентрация и т.д.

Внимание обучено выделять нечто, концентрируясь на этом, потом переключаться на следующее нечто.

Если это касается восприятия своих и чужих чувств, событий жизни, то получается, что в любой момент времени, сознание видит только вырезанную из общего часть, все остальное выпадает в бессознательные процессы. Часто, что бы осознать какие-то явления или события в нашей жизни, наше внимание переключается с одного на другое и практически всегда по кругу. Каждый у себя может обнаружить задачи, которые он пытается решить таким образом. Это говорит о том, что нет целостной картины. Внимание перебирает частности, как будто узкий луч пытается осветить огромную картину, последовательно, а наблюдатель пробует сложить из освещенных кусков целое. В добавок к этому, пытаясь выйти из круга, человек задумывается о том, что не хватает концентрации внимания и умения удерживать его на необходимом. Это похоже на попытки остановить луч и сузить его еще больше. Так мы лишаем себя дополнительных ощущений и новой информации, зацикливаемся в том, что знаем и чувствуем, в чем и так не нашли решения.

Таким образом, становится понятно почему и как случается озарение. В моменты, когда мы как бы отпускаем поиск решения. Внимание расслабляется и появляется шанс на уровне бессознательных процессов выявить целое. Решение. Общую картину происходящего. Как только бессознательно оно различено, то у этого целого появляется шанс проявиться в сознании, что мы и называем - озарение. Иногда, когда ресурсов внимания не хватает различить это целое, но оно не зациклено в целях и мыслях на достижении цели, хватает его объема и расслабленности, что бы в этот объем попадали чувства, то тогда мы это целое чувствуем как интуицию. При этом важно понимать и различать один нюанс. Усилием, напряжением, осознать целостную, более широкую картину невозможно. Такие попытки похожи на сознательное удержание во внимании нескольких явлений (условий, причин происходящего), но сознательное внимание способно удержать от 7 до 9 объектов. А жизнь наша, ситуации в которые мы попадаем, составлены из гораздо большего количества причин, которые породили их. Концентрации и напряжения, в попытке удержать во внимании все возможное множество причин, никогда не хватит. Но расслабившись, позволив вниманию растечься на все и ни на что одновременно, вполне возможно выявить целую картину. Может быть в ущерб частностям и деталям. Но ведь и концентрироваться на них, до того пока не видишь целое - бесполезно. Так что, лучший способ, позволить проявиться озарению или интуиции, дать себе возможность, максимально, расслабить концентрацию внимания. Позволить ему расплыться по всему объему того, что чувствуете прямо сейчас.

Небольшой пример как это сделать, в этой статье Внимание и продолжительность жизни? 4 простых шага

Подписывайся на канал, если интересно больше узнать о механике работы внимания и его влиянии на жизнь в целом.

Удачи и будьте собой!)