Пушкину был очень не по нутру интерес императора Николая к его супруге. Однако в юности, как полагают некоторые исследователи, он и сам был влюблен в августейшую особу - жену Александра I, Елизавету Алексеевну.
Она иногда посещала лицеистов вместе со своим венценосным супругом и свекровью Марией Федоровной. Если последняя беспощадно коверкала русский язык, спрашивая у обедавших лицеистов "Карош суп?", то Елизавета, напротив, говорила "без малейшего иностранного акцента" (по свидетельству кн. Дашковой).
Пушкин упоминает в стихах Елизавету Алексеевну лишь в раз:
Я, вдохновенный Аполлоном,
Елисавету втайне пел.
Небесного земной свидетель,
Воспламененною душой
Я пел на троне добродетель
С ее приветною красой.
Однако слово "втайне" наводит на мысль, что Пушкин обращался к царственному образу неоднократно. Пушкинисты десятилетиями ломают голову над загадочными буквами NN в донжуанском списке поэта. Кто знает, может быть это - государыня?
Черты Елизаветы заметны в "величавой жене" из стихотворения "В начале жизни школу помню я ...", и в "Прозерпине", и, возможно, в "Марие Деве"...
Широко известна история лицейских времен, что Пушкин, спутав в полутемном коридоре пожилую фрейлину Волконскую с молоденькой горничной, кинулся ее целовать. (Вы в это верите? Перепутать пожилую, роскошно одетую даму с бедной молодой камеристкой?.. Может, это просто очередное "шкодничество" поэта, а "перепутал" - это его неловкие оправдания, потому что император об этом узнал и пришел в бешенство?)
И. И. Пущин сообщает, что уже на следующий день государь явился к директору лицея: «Что ж это будет? – говорит царь. – Твои воспитанники не только снимают через забор мои наливные яблоки, бьют сторожей садовника, но теперь уже не дают проходу фрейлинам жены моей».
Умилившись демократизму - в наш продвинутый век у государя всея Руси яблоки не потаскаешь при всем желании - заметим, что император мог разозлиться потому, что поцелуй фрейлине означал скрытый комплимент его супруге. Он потребовал "ускорить" обучение - шалости лицеистов переходили границы дозволенного.
В 1820 г. за вольнолюбивые стихи и дерзкие эпиграммы на первых лиц государства Пушкину грозила ссылка в Сибирь или на Соловки. Есть информация, что Карамзин просил Елизавету Алексеевну за Пушкина, и она уговорила Александра поменять другому Александру Сибирь на Молдавию. ("Но Пречистая сердечно заступилась за него ...")
В 1829 г. Пушкин, продвигаясь на Кавказ, заехал в город Белёв, который был ему не по пути. Именно в Белёве при странных и невыясненных обстоятельствах скоропостижно скончалась императрица Елизавета. Возможно, Пушкин хотел поклониться ее памяти...
Некоторые исследователи, находясь в плену этой версии, пытаются доказать, что у Пушкина и царицы была одна неплатоническая встреча и даже... ребенок. Видимо, хотят уравнять счет Пушкин-Натали. Гончарова кокетничала с государем, но, может, и у ее супруга были кое-какие секреты?
Версия красивая и ждет дальнейшего исследования.