Найти тему

Литература- это реальность или фантазия?

Мария Ларкина

15 февраля в Доме печати состоялось заседание УФЛИ, обсуждению подвергся рассказ Ильнура Ханкаева «Про реальность». Это произведение было написано после поездки автора в город Бугуруслан на семинар Союза писателей России. Там Ильнур представил на суд прозаиков отрывок незаконченной повести и получил шквал критики, его назвали абсурдистом и дали рекомендации писать про жизнь, про реальность. Рассказ является ответом на вопрос, почему автор пишет в своем стиле и почему он оказался непонятым. Ильнуру 21 год, он учится в Институте филологического образования и межкультурных коммуникаций.

Игорь Вайсман:

- Рассказ я прочел дважды и оба раза понял его по-разному. Сначала мне пока­залось, что автор хотел разобраться - что такое реальность. Он видит одну карти­ну, через несколько минут она может из­мениться, стать другой, сон и реальность идет отдельной линией...

Прочитав рассказ второй раз, я понял, что автор, вероятно, вообще поставил другую задачу - запутать читателя. Ока­зывается, ничего не происходило в ре­альности, просто подруга читала из план­шета первую попавшуюся историю. Ес­ли цель была запутать, то все получилось.

Автор, как молодой выпендрежник, употребляет много заумных слов, слож­ные обороты речи. Полагаю, если он и дальше продолжит писать, то постепен­но избавится от этого. В целом довольно грамотно.

Илья Гольд:

- Если поводом к написанию расска­за послужил критический анализ в Бугу- руслане, то могу посоветовать автору не переживать по этому поводу, потому что реализм - это, безусловно, уважаемая часть литературы, но не единственная. Можно литературно обработать и абсур­дистский рассказ, сделать такую конфет­ку, что все ахнут. Вообще полезно авто- ру-абсурдисту пробовать писать что-то в реалистическом стиле и наоборот. Рас­сказ считаю перспективным, но следует произвести языковую обработку. Очень много лишних слов, предлогов, место­имений. Начиная с названия «Про ре­альность». «Про» несет окраску просто- речности. Можно назвать «Реальность», «О реальности» - на усмотрение автора. Тут уже отмечали сложные, непонятные слова, их лучше избегать, в них нет худо­жественной нагрузки. Несостыковки по тексту тоже нарушают восприятие. Сле­дует добавить индивидуализации героев, чтобы они не сливались как матрешки.

Лариса Михайлова отметила, что ме­тания главного героя в рассказе, сум­бурность событий, закрученный сюжет оставляют у читателя противоречивые чувства. - Будет ли такой рассказ прочи­тан до конца? - задала вопрос Ильнуру Лариса Григорьевна.

Фира Хазипова:

- Все произведения, которые мы об­суждаем на УФЛИ, изучаю с точки зре­ния читателя, поэтому иногда бываю жестка в высказываниях.

Ощущение молодости, свежести не покидало меня при прочтении расска­за. Сразу было ясно, что главный герой - молодой человек. Основная тема - по­иск творческого пути. Мне, как читате­лю, приятно знать, что есть молодые лю­ди, озадаченные такими вопросами. Рас­сказ показался органичным, так как все плавно перетекает из одной части в дру­гую. Мне понравились коты, которые долго наблюдали за хозяином, а потом начали по-умному с ним беседовать.

Чувствуется, что автор неопытен и не­которые моменты снижают качество вос­приятия. Например, зачем подчеркивать, что ты из Уфы? Тут же спотыкаешься об инфак, возникают ненужные вопросы. Изучает языки, а сам мечтает стать писа­телем. Как он вообще попал на семинар писателей? Эту тему нужно разъяснить.

Валерий Смирнов спросил: Если автор считает реальность скучной и серой, как и о чем он вообще может писать? Для не­го в рассказе было много недочетов и не­досказанности.

У Алексея Чугунова сложилось двойс­твенное отношение к рассказу, так как ему не хватило деталей, описаний быта писателя.

Борис Курчатов:

— Я не знаю, кого из писателей во­обще можно назвать реалистами. Вся инициатива рассказа показалась мне надуманной. Не было таких писателей, которые бы писали как в жизни. Я не понял о чем рассказ.

Екатерина Шагадатова сравнила «Про реальность» с сюжетом фильма «Начало» и сказкой «Волшебная лам­па Алладина». По ее мнению, читается произведение легко, автору удалось пе­редать свои эмоции.

Александр Иликаев высказал мнение, что задумка рассказа шикарная, а ис­полнение плохое. Встречаются речевые ошибки. Он считает, что с автором на­до работать.

Галарина сказала, что новые слова, упомянутые в рассказе, присутствуют в обиходе современного поколения и от
них не нужно отказываться. В произве­дении показаны мыслительные процес­сы, свойственные поколению автора.

Председатель УФЛИ Айдар Хусаинов:

— В Буругуслане, где побывал автор, люди собираются жесткие, и да, они сильно «наехали» на Ильнура. И этот рассказ — попытка оправдаться, сказать: я такой же, как вы, я работаю над собой. В произведениях человек хочет показать образ, в котором он живет.. И вот Иль­нур имитирует больших дяденек, делает вид, что занят интеллектуальным трудом. Например, нашу аудиторию он подкупил тем, что в его рассказе присутствуют ко­ты. Но это только имитация. Хотя она тоже может работать. И такие тексты не имеет смысла править, чтобы не задавить инициативы автора. С другой стороны, в контакте очень много поэтов, пишущих людей, у которых по три тысячи подпис­чиков, ими все восхищаются, а крити­ку они не воспринимают. Поэтому нуж­на золотая середина — каждый писатель должен решить для себя: он хочет жить или имитировать жизнь?

На семинар писателей мы с Ильнуром ездили вместе. И я помню его волнение во время обсуждения его повести. Позволю себе сказать, что разборы произведений не были глубокими, повесть Ильнура была прочитана на ходу... И тут же был выдан вердикт: пишите про реальную жизнь, по­тому что в фантастике легко запутать­ся. Ильнур огорчился, но тут же приду­мал сюжет для будущего рассказа, а зна­чит, не захотел мириться с критичным мнением писателей, решил не сдаваться.

Мне рассказ понравился. Позабавило то, что автор хотел написать про ре­альность, но ушел в мир фантазий и снов. Главный герой пытается решить вопро­сы: кем ему стать, каково его предна­значение? В небольшой истории Ильнуру удалось поднять несколько тем: жизни и смерти, душевных терзаний молодого че­ловека, смысла своего творчества.

#живопись #уфа #чтение #книга