Бубнов Сергей, CEO Bestlog - логистический консалтинг, тел. +7 926 708 8736 www.bestlog.su
В текущей рыночной ситуации многие собственники и руководители компаний обращаются в компанию Bestlog-логистический консалтинг с просьбой дать рекомендации, подсказать или помочь с повышением эффективности складской логистики. Действительно, наши консультанты с 2004 помогают своим клиентам находить «узкие места» логистики и разрабатывают уникальные логистические решения, которые способствуют созданию конкурентных преимуществ, и помогают наладить логистический сервис.
Поэтому, мы решили рассказать о том, как возможно быстро оценить уровень эффективности складской логистики на примере, одного из клиентов, история развития которого показательна и типична..
Крупная торговая компания, развивалась на протяжении последних 15 лет разными темпами: сначала арендовала склад, площадью 1000м2, затем по мере роста продаж и остатков – росла и аренда, в настоящий момент это 3 складских комплекса в аренде по 1500-1000м2 расположенные рядом, а также 2 складских бокса по 150м2 арендованы отдельно для хранения сезонного товара, плюс на аутсорсинге до 500 паллетомест в зависимости от поставок контейнеров из Китая.
Собственник компании имел до кризиса потребительского спроса достаточно высокую маржу на товар, видел потери в логистике в районе 2-4% от оборота, но «закрывал на них глаза», поскольку было практически удвоение компании каждые 2 года..
Рыночная ситуация изменилась с 2014 года, и пришлось «засучив рукава» – «резать косты»: в 2015 был оптимизирован персонал, офис, операционные расходы… Однажды побывав на своих складах собственник понял, что нужно разобраться и закрыть пару складов, распродав неликвиды. «Как сказано – так и сделано» - быстро распродали неликвиды, оптимизировали и пересмотрели остатки, освободили пару складов, отказались от ответственного хранения, сократили часть складского персонала, докупили стеллажей и 2 погрузчика для ускорения отгрузки… Логистические затраты сократились, и вроде бы положение нормализовалось.
Однако спустя год – отдел продаж нашел интересную нишу, попробовали тестовые продажи, и поняли, что нужно срочно развивать направление, заключили выгодный контракт на поставку 30 контейнеров с товаром из Китая, все бы хорошо, но вспомнили, что склады то «оптимизированы», и места для хранения прибывающих контейнеров нет?
Перед собственником встал извечный вопрос - что делать? Опять искать ответхранение, или арендовать склад рядом на годик, набирать новый персонал.. При этом имеющийся персонал недозагружен, новый ассортимент требуется 30% текущих клиентов и должен быть скомплектован в одну машину, это значит, что добавится еще одна перевозка товаров с нового склада на текущий (где и так есть одна перевозка), а это еще потеря 1 дня, и не факт, что привезут то, что надо, не разобьют по дороге или не украдут, потеряют.. При этом после запуска этого направления сразу активизируются конкуренты, которые быстрее смогут отгружать товар в том числе в сети, и прибыль направления начнет съедать логистика, плюс возможная курсовая разница – везти 5 контейнеров или сразу 10? И опять цикл – где размещать, замкнутый круг..
Знакомая ситуация?! Мы очень много встречали компаний, собственники которых понимают, как нужно инвестировать средства: в развитие новых направлений, открытие производства, расширение автопарка, но почему-то, про складскую логистики вспоминают в последнюю очередь?
В результате собственник решил обратиться к консультантам за помощью в решении данной задачи. Для оценки ситуации не обязательно выезжать к клиенту – иногда достаточно бывает следующих документов:
* генеральный план с посадкой склада и стеллажами (в автокаде);
- ГПЗУ, топосьемка с сетями
- заполненная анкета по товарным потокам склада «как есть»;
- фотографии склада по периметру в внутри;
- структура склада, регламенты работы склада, ДИ, РИ, положение о мотивации склада
- бюджет логистики за текущий год,
- доступ в ERP систему для оценки складского учета (по приходам, внутренним перемещениям, инвентаризации, отгрузке, оборотной ведомости, справочникам)
Консультанты Bestlog – логистический консалтинг провели аудит складов: анализ данных, оценили текущие процессы на складах, покопались в 1С, нашли «узкие места», разработали перечень операционных рекомендаций и провели предварительный расчет стратегических мероприятий по повышению эффективности складской логистики.
Оценивая потенциал рынка складской недвижимости Москвы и области совместно с консультантами Склад-Сервис – аренда, продажа и ответхранение, были подобраны логистические центры, наиболее интересные по ставкам, направлению, площади и конфигурации арендных участков. В качестве альтернативы были рассмотрены варианты ответственного хранения, строительства или покупки уже готового логистического центра класса А и Б.
Для операций со штучным товаром – стоимость ответхранения увеличивается экспоненциально - при росте продаж, поскольку стоимость каждой операции тарифицируется отдельно.. Строительство складов в Московском регионе для площади менее 10.000м2 с учетом сдачи части склада в субаренду не окупается в ближайшие 3 года, а покупка готового склада класса А, площадью 2500м2 довольно затруднительно и рисковано. В результате – был выбран вариант централизации всех складских комплексов и аренда логистического центра класса А с перспективой увеличения арендной площади под рост товарных остатков темпом 10-20% в год.
Затем было разработано детальное логистическое решение склада: зонирование, разработка конструкции мест хранения, предложена новая логистическая технология, оборудование и техника. В результате бюджетирования различных вариантов был проведен расчет эффективности 2 вариантов.
Оценка текущих затрат на складскую логистику
Собственник торговой компании выбрал 1 вариант, который дольше окупается, но позволяет разместить большее количество паллет на складе той же площади. Cебестоимость 1 паллетоместа – является одним из главных критериев оценки эффективности работы склада.
В результате переезда на новый логистический центр: улучшилось управление ассортиментом, повысилась доступность товара в сети, нормализовался складской учет, снизились складские потери, существенно выросло качество логистического сервиса, которое помогло удержать текущих и привлечь новых клиентов, способствовало восстановлению спроса и продаж.
В качестве рекомендации для других компаний, которые хотят оптимизировать свои затраты на склад:
- собрать и оценить уровень всех логистических затрат в обороте компании (вкл. запасы и сервис). В случае, если этот показатель более 6% - то потенциал оптимизации точно есть.
- провести внутренний логистический аудит склада или всей компании самим или пригласить консультантов Bestlog
- найти «узкие места» и корневые проблемы - разработать и выполнить мероприятия по их решению
- сделать «дорожную карту» развития логистики вместе со стратегией продаж и/или производства
- рассчитать себестоимость грузообработки 1 паллета, который вы принимаете, храните, комплектуете и отгружаете.
- оценить логистические эффекты от переезда на новый склад
Если у вас есть вопросы пишите или звоните +7 926 708 8736 bestlog@bk.ru www.bestlog.su