Найти тему
ILoveHistory

Почему Рылеев вышел на Сенатскую площадь?

Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода? — К.Ф. Рылеев, отрывок из поэмы "Наливайко"

За совместным просмотром очередного фильма Парфёнова, посвящённого истории Российской империи, моя старшая сестра задала мне вопрос, ответ на который мне пришлось искать в течение нескольких дней. Дело не в отсутствии достаточных знаний о той или иной исторической эпохе — просто жизнь человека всё-таки не жизнь целого поколения. Мы можем знать идейные течения эпохи, взгляды современников, основные вехи жизни исторической личности, но разгадать тайну её души, обозреть жизнь в мельчайших подробностях мы не можем. Поэтому каждый ответ обдумывается сотни раз и выбирается исходя из фактов и степени отсутвия в нём нашего "Я", которое часто не может разделить мнение личности и принять её поступки.

Итак, сам вопрос звучал так: "Почему Рылеев вышел на Сенатскую площадь?" Действительно, почему Кондратий Фёдорович Рылеев, известный поэт, сопоставимый современниками с самим Пушкиным, заседатель Петербургской уголовной палаты, издатель знаменитого альманаха "Полярная звезда", правитель дел самой крупной коммерческой организации в мире, Российско-американской компании, и собственник части её акций, любящий муж и отец, решил выступить против власти и стал одним из ключевых деятелей Северного общества, подготовившего кровавое восстание 1825 года в Петербурге?

Портрет К.Ф. Рылеева кисти неизвестного художника.
Портрет К.Ф. Рылеева кисти неизвестного художника.

Жизнь и смерть во имя Родины

Россия в первую четверть XIX века — страна, где необходимые реформы катастрофически запаздывали, рано или поздно это должно было привести её ко взрыву. При условии господства крепостного права и бесправия основной массы населения Российская империя не могла двигаться вперёд, что грозило ей отставанием от европейских стран и отсутствием возможности защитить свои границы при военных столкновениях. Пока же Россия была ещё сильна, ведь крепостное право на тот момент ещё не изжило себя. Но наиболее передовые деятели эпохи, огромное влияние на которых оказали гуманистические идеи французских просветителей, предвидели опасность сохранения подобного положения дел. Заграничные походы русской армии в 1813-1814 гг. вызывали патриотический подъём и рост национального самосознания. "Дети 12-го года" готовы были сотрудничать с властью по разработке новых законов империи. Но та, обещая реформы, постоянно откладывала принятие окончательных решений, а всякую государственную разработку хранила в тайне от общества, чтобы не вызывать лишних волнений. Так получилось, что власть и общество, жаждущие в одинаковой степени перемен (Александр I известен своими либеральными взглядами), идя к одной цели, разминулись. Сойтись вместе им было суждено уже лишь в 1917 году. А пока делались попытки этот 1917 год предотвратить.

К.Ф. Рылеев, с 4-летнего возраста росший вне стен родного дома: он был отправлен на учёбу в Петербургский первый кадетский корпус — лишённый родительской ласки, рано повзрослел и научился ясно видеть недостатки окружающего его мира. Рылеев не был баловнем судьбы, жизнь его нельзя назвать праздной. Вместо светской жизни, посещения литературных салонов и пр., он посвятил свою жизнь служению Отечеству. Он с ранних лет писал стихи. Неудивительно, что именно они стали его первым "орудием" против власти: поэт писал изобличающие несовершенства государственного строя сатиры, за которые, как ни странно, не получил ни выговора, ни наказания более тяжелого. Известно, что цензура в данный период ограничивала издание любого произведения, в той или иной степени отчитывающего государство и его деятелей. Издание сатиры Рылеева "К временщику", обличающей подлость Аракчеева — 2-го лица государства после самого императора — поразило общество. Больше общество удивило то, что после изданий не последовало никаких репрессий в отношении Рылеева. Это могло быть отчасти объяснено невнимательностью цензоров, но дело до сих пор выглядит мистическим. Радикально мыслящего поэта будто не замечали правительственные служащие, сама императорская чата. Существует мнение, что Рылеев выражал мнение власти. В любом случае литературная деятельность Рылеева заставила общество поверить в возможность выражать собственное мнение не боясь репрессий в ответ. Поэт считал своим долгом бороться против существовавшего строя. Более того, он, понимая необходимость показать пример своему и будущему поколениям, не боялся смерти, потому действовал настойчиво и не прекращал борьбу за свободу.

" <...> ныне наступил век гражданского мужества, я чувствую, что мое призвание выше, — я буду лить кровь свою, но за свободу отечества, за счастие соотчичей, для исторжения из рук самовластия железного скипетра, для приобретения законных прав угнетенному человечеству — вот будут мои дела. Если я успею, вы не можете сомневаться в награде за них: счастие россиян будет лучшим для меня отличием" [Рылеев матери]. — Николай Бестужев "Воспоминания о Рылееве"

Не раз близкие люди пытались удержать Рылеева от опасных шагов против власти. И утром 14 декабря была сделана последняя попытка: дочь и жена Рылеева умоляли его остаться дома, первая, крепко обнимая отца за колени, рыдала, а вторая, потеряв голос от криков мольбы, упала без сознания на грудь мужа. Эта трагическая сцена не остановила поэта, что показывает удивительную твёрдость его характера. Рылеев не был рождён для тихой семейной жизни, поэтому любовь к близким и их любовь не повлияли на его решение.

"Ты будешь жив, ступай домой! Я погиб! Прости! Не оставляй жены моей и ребенка" [Рылеев Булгарину]. — из воспоминаний Николая Греча

Политический романтизм

Вся подготовка в восстанию 14 декабря была окружена ореолом романтизма. Незадолго до самого восстания между Бестужевым и Рылеевым произошел интересный разговор, в процессе которого поэт сам обратил внимание на чрезмерную романтизацию готовящегося события. Его суть состояла в том, что Рылеев хотел облечься в крестьянский кафтан для воодушевления солдат. Бестужев предупредил его, что подобный поступок не будет понят солдатами и грозит самому Рылееву смертью. На что поэт ответил: "В самом деле, это слишком романтически <...> итак, просто, без излишеств, без затей. Может быть, <...> может быть мечты наши сбудутся, но нет, вернее, гораздо вернее, что мы погибнем". Именно в XIX веке политический романтизм, по словам Шмитта, достигает головокружительного успеха. Понятие политического романтизма подразумевает чрезмерную эстетизацию действительности и уход от неё [действительности] как таковой. Представители политического романтизма остаются политически пассивными, несмотря на "попытки" изменить сложившиеся порядки в соответсвии со своими идеалами. Изучение смысла данного термина требует отдельной статьи. Важно подчеркнуть то, что декабристы вышли на Сенатскую площадь скорее не для того, чтобы свергнуть власть и утвердить свои идеалы — хотя это предполагалось (Каховсий так и не выстрелил в императора, хотя имел достаточно возможностей для этого 14 декабря), но чтобы показать переживания, которые невозможно стало терпеть, как можно скорее. Этим объясняется и плохая организация восстания: руководитель восстания не присутствовал на площади, гарнизон не был выведен на площадь вовремя, солдаты не присягнули царю, но это успели сделать члены Сената и др. Рылеев с самого начала своей деятельности знал о своей погибели — ему нужно было выйти на Сенатскую площадь 14 декабря, чтобы стать примером для противников несвободы. Он и стал этим необходимым примером, который, по словам Ленина, "разбудил Герцена, а тот [в свою очередь] развернул революционную агитацию".

"Верь мне, что каждый день убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которой мы должны купить нашу первую попытку для свободы России, и вместе с тем в необходимости примера для пробуждения спящих россиян" [Рылеев Михаилу Бестужеву]. — Николай Бестужев "Воспоминания о Рылееве"

___________________________________

Поддержите канал ILoveHistory лайками и подписками! Понимать историю значит понимать человеческую природу, самого себя. Помогаем понимать историю и видеть в ней не просто даты и термины, но человеческие судьбы и наше собственное "Я".