Найти тему
Пойдем в кино

Хрустальная мечта

Я очень люблю писать о дебютных фильмах, потому что, как правило, в них авторы всегда говорят о себе. Шероховатости сглаживаются в таких работах стопроцентной искренностью автора. Что говорит о себе выпускница Гарварда Дарья Жук в дебютной ленте «Хрусталь»? Или, точнее, что о белоруске Дарье Жук, жившей в Нью-Йорке и работавшей на HBO, рассказывает нам «Хрусталь»? Наверное, то же, что и о сценаристке «Хрусталя» поэтессе Хельге Ландауэр, иммигрировавшей из Москвы в Нью-Йорк еще в 1996 году. Историю о девушке, которая очень хотела получить визу в США, от девушек, которые её однажды получили.

Первой на ум приходит прозрачная, как хрусталь метафора. На родине главная героиня фильма Эвелина (Алина Насибуллина), как изысканный хрустальный лебедь, никому не нужна, а во Франции (или в Чикаго) будет оценена по достоинству. Хрусталем Белоруссия переполнена, что уж говорить о Хрустальном, куда Веля отправляется в авантюристское путешествие. Там им торгуют на каждом углу, потому что завод ежедневно производит ненужный продукт, а потом им же выдаёт зарплату своим рабочим. Но хрусталем своим они все гордятся, потому что во Франции он стоит бешеных денег.

Получается, переполненное амбициозными юными красавицами постсоветское пространство (а Минск 96-го трудно отличить от Москвы-96), просто перемалывает личности, как в мясорубке и совсем не ценит уникальность и красоту. Вот, и мама Вели — сотрудник военного музея, считает, что жить надо на родине. При этом сама она не теряет энтузиазма в жизни, увлекается новомодной йогой и заводит себе молодого любовника. То есть, в принципе, живет свободно, хоть и на родине.

-2

Но Веля, дитя интеллигентной и свободной мамы, хочет большего, а главное, знает путь к лучшей жизни. Поэтому она грезит уехать в Чикаго на родину хауса, который по вечерам играет на рейвах. Только одно препятствие видит Веля на своем пути, чтоб получить визу в США, нужно хотя бы притвориться патриотично настроенной. Пропустив череду махинаций, которые героиня проворачивает на своем пути (а она крадет, торгует чужими вещами, подделывает документы на визу) скажу, что препятствие это, она встречает в лице простой семьи из Хрустального.

Туда героиня и отправляется из Минска, там-то она и встречает настоящую Белоруссию (мне очень хотелось написать Россию). Характерные для глубинки персонажи: сварливые грузные тетки, пьющие мужики, вчерашний дембель, а сегодня жених, молчаливая, но очень нарядная его невеста. Повсеместная бедность, беспросветность, а главное шаблонность действия и мышления.

Ярко одетая Эвелина в Хрустальном контрастирует не только с общей серостью пейзажей. Она даже говорит, как будто на другом языке (иногда и буквально на другом). Вежливая, хоть и ужасно наглая, она совсем не похожа ни на кого из окружающих.

По классическому развитию сюжета, а главное по общей атмосфере любви, с которой показаны были эти люди, я ожидала, что Веля пройдет что-то вроде перевоспитания, не даром на роль её антагониста Степана был выбран красивый до невозможности Иван Мулин. Ну, на крайний случай, хотя бы он, Степан, должен был вдохновиться идеей свободы и шагнуть за новой знакомой в лучшую жизнь.

-3

Но дьявол, как известно, в деталях. И такой деталью стала незамеченная мной позорная татуировка Степана, которую он спешно перебивал перед первой брачной ночью. Сделать и обидного слова пулю, помог татуировщик в исполнении знаменитого рэпера Хаски, но суть, которую слово передавало изменить не вышло.

В какой-то момент сюжет ломается, сломать пытаются и главную героиню. Ведь, несмотря на свой напор и несгибаемость, которые девушка демонстрировала до этого, она хрупкая, как хрусталь. Степан, не сумев уговорить, Эвелину просто применяет против её воли физическую силу. Грубая аллегория: «Родина все равно тебя отымеет, поэтому лучше её любить, иначе придется терпеть».

Сцена с насилием ломает все ожидания хэппи-энда и быстро меняет мотив повествования. После за героиню становится совсем страшно, особенно в сцене с дракой. Она напоминает «маму!» Аранофски, где хрупкая женщина оказывается в эпицентре фантасмагоричного насилия.

Фильм встраивается в актуальную сейчас феминистическую волну, режиссер не скрывает, что хотела бы, чтоб её фильм звучал именно так. Помимо «женской» темы, в фильме много голливудского. Он очень красиво и технично снят, в нем нет ничего лишнего и он готов для любого проката. Ради этой ленты Белоруссия даже созвала оскаровский комитет, его отправили на соискание премии, и хоть в шорт-лист «Хрусталь» не попал, такое признание на государственном уровне высокая оценка для дебюта. Главное, чтоб последующие высказывания автора все-таки были не только о себе, но это, как говорит нам не менявшаяся с 1991 года диктор телевидения, покажет время.

-4

А «Хрусталь» навязчиво намекает, что со времен лихих 90-х в жизни обычного человека совсем мало что изменилось. Девочки и мальчики из глубинки, как ваша покорная слуга, стремятся уехать в столицу. Дети столичных интеллигентов рвутся за рубеж. Иммиграция со времен железного занавеса своего рода «национальная идея».

Вот, и Эвелина, как добрый ангел, появившись из другого мира, забирает с собой маленького Костю, спасая его от гнилого паттерна поведения его брата и других членов семьи. И вот они два неприкаянных героя, сжигая мосты едут в тишине, оставляя старую жизнь позади. Финал картины дает надежду на светлое будущее для этого парня и всей страны. То самое, светлое будущее, в котором мы с вами уже живем.