Найти тему
Екатерина Узакова

Пятибалльная система оценивания устарела?

Система оценивания знаний, качества освоения образовательных программ учащимся — важнейший элемент образовательного процесса.

Многие страны имеют национальные системы школьных оценок. В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. 5-балльная шкала прижилась лучше всего, она была официально установлена Министерством народного просвещения в 1837 году : «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «3» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные.

В соответствии с инструкцией Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР, утверждённой Народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, были установлены следующие критерии оценивания учащихся:

Балл «5»

Ставится в случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) даёт правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

Балл «4»

Ставится в случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Балл «3»

Ставится в случае, когда учащийся обнаруживает затруднение в знании основного программного учебного материала. При применении знаний на практике, также испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Балл «2»

Ставится в случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь при помощи наводящих вопросов учителя, неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Балл «1»

Ставится в случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

Оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. Однако, на практике оценка «2», как итоговая, ставится крайне редко, лучше поставить «3», чем испортить отчёт и статистику успеваемости. Таким образом, учитель за десятки видов работ, которые проверяют разные знания, умения, навыки или по ФГОСам, универсальные учебные действия, может поставить только «3», «4», «5».

Можно ли тремя оценками объективно оценить ученика? Мне кажется, что сделать это весьма затруднительно.

Некоторые страны постсоветского пространства перешли на 10-,12-балльную систему оценивания. В Эстонии до сих пор используется пятибалльная шкала с использованием единицы — оценки за невыполненную работу.

Один из спорных вопросов для родителей и учителей – каковы критерии оценивания? За что ставится «5», а за что «2»?

С уважением, учитель истории Екатерина Узакова.
Гимназия №1 города Челябинска.