Ну или необязательно картонку - брезент, плотную ткань, даже ковры. Сейчас разберёмся. И как обычно, для начала чуть-чуть теории, а потом к практическому опыту и выводах о полезности.
Исторически всё пошло от светлых незапамятных времён, когда трава была зеленее, а двигатели имели систему охлаждения с принудительным приводом вентилятора. Например, на 21-й "Волге" оный приводился ремнём и сидел на одной оси с помпой охлаждения- то есть, работал всегда, когда включен мотор. На множестве других машин "вертушка" также была жёстко связана с оборотами двигателя - ремнём, шестерёнчатым приводом, и так далее. Но суть одна - никаких модных систем электровключения по датчику температуры не было, был только примитивный механический термостат. Для тех же, кто сейчас вообще мало что понял, рекомендую к ознакомлению подробную статью про устройство системы охлаждения.
Так вот, хороша эта схема была тем, что в тёплое время года мотор всегда имел достаточное охлаждение: не нужно было думать "а вдруг отказал датчик и вентилятор не сработает..." Главный же минус заключался в том, что в морозы постоянно молотящие лопасти вымораживали в подкапотном пространстве всё что можно. И если на небольших скоростях это было ещё терпимо, то на трассах набегающий поток ледяного воздуха "помогал" крутящемуся вентилятору настолько, что двигатель мог просто не прогреваться до рабочей температуры, а салонная печка "еле-тлела", заставляя экипаж путешествовать в куртках и шапках. Кто опять ничего не понял - связь системы охлаждения и отопления салона описана с картинками здесь.
Решение оказалось очевидным - просто закрыть от обдува радиатор (хотя бы частично) той самой картонкой. Да, вентилятор по-прежнему вращался вечно, но хотя бы холодный воздушный поток не усугублял ситуацию... Таким образом, двигатель худо-бедно выходил на рабочую температуру, а с ней появлялось и блаженное тепло в салоне.
На сегодняшний день, несмотря на обилие датчиков и проводов, проблема недогрева ДВС в зимний период всё равно актуальна. Хоть "карлсон" и включается только по сигналу датчика, но зИмы принципиально теплее не стали. А значит, на трассе ледяной воздух, как и полвека назад, стремится выдуть тепло из подкапотного пространства изо всех сил. Конечно, можно возразить, что на современной исправной машине такого быть не должно. Соглашусь, не должно. Но гладко было на бумаге, а на практике есть два момента портящих стройную картину.
- а) Неидеальное техническое состояние системы охлаждения. За годы образуется налёт, термостат начинает закрываться не полностью, помпа не так бодро гонит жидкость к радиатору печки. Короче, терморежим ДВС уже "не торт" и отличается от заводских значений.
- б) Суровые зимы северных регионов диктуют свои условия. Как ни крути. Одно дело, заводские испытания в тарированных камерах до, скажем, -30, и совсем другое - регулярные зимние -50 какого-нибудь Верхоянска... И никакие навороченные электронные термостаты тут не помогут, поверьте.
В заключение остаётся сказать, что проблема остывания двигателя на ходу в северных широтах (да и в Средней полосе бывают морозы) настолько актуальна, что сегодня предлагается куча готовых вариантов "намордников" на самые различные автомобили. Выглядят симпатично, монтируются элементарно, а практический толк (в отличие от каких-нибудь одеял под капот) однозначно есть.
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем тёплых печек и мягких зим!
P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)