Это определение фотографии используется не часто, но случается так, что именно оно наилучшим образом раскрывает суть предмета.
«Маяк» исчез, но свет его в пространстве.
Фотолофт «Маяк» просуществовал в Санкт-Петербурге совсем не долго, но стал признанным ориентиром в пространстве петербургской фотографии. Дом на Кронверкской улице Петроградской стороны стал местом, где творили, спорили, восхищались, встречались и учились. Там открывались элитарные выставки и экспозиции ещё только начинающих авторов. Там проходили мастер-классы ведущих фотохудожников и создавались фотоработы, ставшие этапными для авторов.
Чтобы окунуться в атмосферу творчества и сотрудничества нужно было подняться на самый верх доходного дома Первого Российского страхового общества, там на последнем этаже, фотолофт «Маяк» занимал помещения, располагавшиеся непосредственно под знаменитой башенкой, да и саму башенку тоже. В башне, на самом верху, было небольшое пространство, где случались моно-выставки, а чуть ниже располагалась фотолаборатория, где работали самые известные фотохудожники Санкт-Петербурга.
«Маяк» закрывался долго. Мучительно. Закрылся окончательно летом 2018 года. Примерно в тоже время стало известно о планах создания нового творческого пространства.
С небес на землю.
Место для новой площадки нашлось на Васильевском острове, на 2-ой линии, в доме 17. Вход со двора. Полуподвал. Работы по приспособлению помещения для нужд галереи шли почти полгода. Ядро нового проекта составили Александр Дымников, Наталья Чеботарёва, Сергей Щербаков, Лидия Хайкара и Александр Черногривов.
В творчестве каждый из них идёт своей дорогой. У каждого своё видение, свои излюбленные техники, свои убеждения. Общее – жажда творчества.
Именно так называется новая галерея, открытие которой состоялось 21 декабря 2018 года. Сами основатели нового выставочного пространства свою задачу объяснили следующим образом:
Миссия новой галереи ZERNO - показать разнообразие направлений и жанров и стилей современной арт-фотографии. Посетители галереи смогут увидеть творчество уже получивших международное признание фотографов наравне со смелыми, зачастую спорными и провокационными проектами молодых авторов.
Учитывая разность взглядов и творческих устремлений участников проекта, можно предположить, что публику ждут действительно неодинаковые и неодномерные события. Именно события. Об этом говорит предыдущий опыт, наработанный в пространстве на Петроградской стороне. Впрочем, от публики потребуется не только благостное созерцание, но и сопереживание и соучастие.
И каждый сам себе маяк.
Открытие первой выставки фотогалереи ZERNO стало примером того, как не только авторы, но и публика могут стать соучастниками перформанса с яркими эмоциями и глубоким смыслом.
Посетителей, а их на открытии было необычно много, встретила полная темнота залов. На входе приходящим выдавали ручные фонари. Только включив фонарик можно было двинуться вглубь помещения. Уже через короткое время десятки лучей, пересекаясь, то вспыхивая, то, угасая, выхватывали вспышками из полной темноты работы, открывая точки интереса, нечаянно освещая лица зрителей, выделяя силуэты, открывая в темноте путь в следующие залы…
Эффект получился сильным. В этих лучах, десятков маленьких маяков, высвечивались, обнаруживались, образы, смыслы, вложенные в работы, развешенные на стенах. Они проступали постепенно, как проявляются зерна серебра на листах фотобумаги под действием проявителя.
Ещё одним приятным открытием стала музыка Николая Рубанова и Дмитрия Тыквина, звучавшая в этот вечер почти до закрытия галереи.
22 имени. Много или мало?
Иногда даже одно имя делает сборы. В наши дни это особенно актуально. Случаются выставки куда стоят многометровые очереди, а публика спешит, понимая, что возможность увидеть экспозицию вновь может не представиться более никогда.
Пространство ZERNO открыла выставка «ПАНОПТИКУМ».
Участников приглашали, ориентируясь прежде всего, на их участие в жизни фотолофта «Маяк» и «послужной список». В результате, многие приглашённые авторы – художники с международным признанием. Их работы представлены в российских и зарубежных музеях, находятся в коллекциях известных коллекционеров, выставлялись на самых престижных выставках. В целом получилась панорама лучших художников современного Санкт-Петербурга. Персональная выставка каждого может быть событием культурной жизни города. Собрать всех их в одном пространстве – задача только для избранных.
Судите сами:
П.Аплетин, Н.Бэг, К.Бугаев, А.Гофман, Д.Конрадт, Е.Кролль, Н.Кузнецова, М.Макарова, Е.Мохорев, Е.Платонова и А.Казаков, П.Принев, Д.Проваторов, В.Самарин, А.Савкин, В.Смирнов, А.Татаренко, Л.Хайкара, Н.Чеботарева, А.Черногривов, С.Щербаков, А.Янечек, А.Дымников.
Выставка будет доступна для осмотра до 30 января 2019 года, по вторникам и субботам, с 1 пополудни и до 8 вечера. По воскресениям и понедельникам у сотрудников фотогалереи ZERNO выходные дни.
Зёрна брошены.
Открытие получилось. Не помешало ни большое количество гостей, которых было явно больше, чем рассчитывали устроители, ни холодная и сырая погода, ни новый, ещё малоизвестный адрес. Гости не стеснялись в благодарностях, но в воздухе повис вопрос о продолжении.
О продолжении традиций.
Помещений для съёмок в новом пространстве нет. Это, пожалуй, единственное отличие от ушедшего в прошлое фотолофта. Всё остальное в пространстве ZERNO останется. Здесь можно будет купить реактивы и материалы для традиционной «мокрой» фотографии, что уже почти невозможно сделать в других местах, приобрести работы лучших фотографов. Здесь будут и мастер-классы, и лекции, и кинопоказы, и творческие встречи. Нет повода сомневаться, что будут и новые имена.
Вадим Сафонов.