Найти тему
Культурная Карта

Как Гамлета задвинули на второй план

Вчера в Боярских палатах Союза театральных деятелей России состоялась премьера спектакля «Розенкранц и Гильденстерн», рассчитанного на зрителя 12+. Правда, при ближайшем рассмотрении лично я бы не разрешила своим 12-ти и даже 13-летним ученикам идти на этот спектакль, ибо не доросли недоросли. А дорасти нужно не только до откровенно умных мыслей и гротесковых образов, дотянуться до силы понимания, ради чего вообще ставятся такие спектакли.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Умных мыслей в трагикомедии Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (например, в переводе Бродского) достаточно. Взять хотя бы: «Страх ― это такая щелка, через которую мозги заливает светом». Это та самая щёлка, через которую герои смотрят, как в открытую дверь, подглядывая иногда за кем-то, кто из главного персонажа здесь превратился во второстепенного. Гамлет, например. Это облезлый, грузный мужчина средних лет, с потухшим взглядом, бессмысленно блуждающий из одного подсознания в другое. Это персонаж? Или уже пациент психиатрической больницы?

Слушая, как в ответ на игру в орлянку Розенкранц (или Гильденстерн?) перебирает возможные объяснения угадывания Гильденстерном (или Розенкранцем?) результата подбрасывания монеты, в голове вертелся материал по философии науки, зачёт по которой нужно сдать на зимней сессии. Всё почти так. Только вот о чём?

«На дне моего подсознания я играю в орлянку против самого себя, используя монету без решки! Я сам хочу этого, во искупление своего не вспоминаемого прошлого. Либо просто время остановилось намертво и поэтому удача с монеткой повторяется уже в 90-й раз! Либо это божественное вмешательство. И наконец, это просто эффектное подтверждение принципа, согласно которому каждая отдельная монета, подброшенная в отдельности, с такой же вероятностью упадёт как орлом, так и решкой, поэтому не стоит удивляться в каждую отдельную единицу времени, когда это происходит.»

Узкие палаты, где когда-то хаживали бояре, залиты синим светом. Половина пространства шириной в пять метров от силы, длиной в несколько раз больше, занимает сцена. На ней огромный вертикальный сценический кофр в человеческий рост. В другой половине вытянутой залы разместились зрители. Среди них больше тех, кто знает, на что пришёл. На артистов. На уже сложившийся коллектив мастерской Виктора Рыжакова, именуемый себя «Июльансамблем». На пьесу и цепкий слог Бродского. На постановку режиссёра Павла Пархоменко, который так говорит о спектакле:

― Это история о двух блаженных друзьях великого Гамлета, которые стали окончательными мерзавцами, о двух маленьких людях, чьи судьбы разрешились по воле случая, о среде, доводящей до безумия, и в чём-то о каждом из нас ― о зрителе, который оценивает, анализирует, осмысляет, рефлексирует, потребляет, но при этом абсолютно не хочет совершать поступки или брать на себя ответственность.

Итак, это история шекспировских героев, которых мастер парадокса Том Стоппард делает героями второго, даже третьего плана, некими тенями. А главными становятся второстепенные Розенкранц и Гильденстерн. По задумке Стоппарда они спешат в Датское королевство, чтобы развлечь университетского друга Гамлета. Но вместо замка друзья попадают на сцену и неожиданно для себя начинают играть странные роли в пугающем спектакле, где в итоге все умерли. Видимо. Либо я что-то не так поняла.

Такие холёные, в пиджаках и при галстуках, с чемоданами в руках главные герои в исполнении Артёма Дубры и Сергея Новосада располагают к себе. Они полны надежды, хотя с первых минут уже ясно, что дело тут тёмное, что судьбы их предрешены. Хотя они всё это время свою судьбу держали в руках в виде письма королю. Им сопереживаешь, их жалеешь, им хочется верить, их хочется спасти. Но у каждого своя судьба.

Кстати, про судьбу. Пока шёл спектакль, в соседней каменной боярской палате металлический женский голос несколько раз сообщил, что в здании пожар, и попросил покинуть здание. Никто из зрителей даже не сдвинулся с места! Что это было? Задумка режиссёра или действительно сработала пожарная сигнализация, ― об этом стены с вековой историей умалчивают. Может они вам чего расскажут, сегодня второй премьерный день! Не могу пожелать приятного просмотра, будет напряжённо. Но если вы любите поломать голову над расшифровкой театральных ходов, слов, жестов, мизансцен, то вам сюда. Начало спектакля в 20.00.

Анжелика ЛУКИНА, фото из архива мастерской Виктора Рыжакова

P.S. За приглашение на спектакль благодарю сообщество московских блогеров «Москва люблю» и собственно «Июльансамбль».