Знаменитый вальс "Дунайские волны" долгое время считался старинным русским вальсом.
Но на самом деле его написал румынский композитор и военный дирижёр
Ион Иванович (или Иосиф Иванович), человек который не имел специального музыкального образования.
Выходец из очень бедной крестьянской семьи, Иванович самостоятельно постигал азы музыки и с помощью добрых наставников-музыкантов смог сделать музыку своей профессией.
Волею судьбы он получает в городе Галац должность капельмейстера духового оркестра и именно здесь, в Галаце- красивейшем городе на Дунае - в 1880 году и был написан вальс "Дунайские волны", обессмертивший его имя.
Вальс Ивановича очень скоро широко распространился в странах Европы, Америки, Азии.
Его полюбили в России и он часто звучал на танцевальных площадках.
Советским слушателям он еще и как песня, в исполнении Леонида Утесова.
Слова к вальсу написал в 1950 году Е.Долматовский. Но все же оригинал несомненно лучше...
"Видел, друзья, я Дунай голубой"
Юрий Евгеньевич Бирюков
Первая публикация, знакомящая с историей «Дунайских волн» и биографией их автора, появилась в журнале «Румыния» (№ 11, 1973), выходящем на русском языке. «Бессмертный вальс» — так назвал свой очерк румынский журналист Дж. Стырча.
Всё дело в том, что вальс «Дунайские волны», долгое время считавшийся старинным русским вальсом и под такой рубрикацией публиковавшийся в нотных изданиях и сборниках, выпускаемых у нас в стране, написал более ста лет назад румынский композитор и военный дирижёр Ион Иванович.
В некоторых изданиях можно встретиться, правда, с несколько иной транскрипцией фамилии и другим именем создателя вальса – Иосиф Иванович. Именно они значатся на прижизненных изданиях «Дунайских волн», выпущенных в России известным нотоиздателем Р. Юргенсовом. Но это уже, как говорится, разночтения. Землякам композитора всё-таки виднее.
Плодотворный поиск по выяснению факторов биографии автора «Дунайских волн» провел в своё время журналист-известинец Леонид Топорков, долго работавший в Румынии. Он был там специальным корреспондентом «Известий» и установил, что родиной Иона Ивановича является одно из банатских сел в районе Тимишоары, близ границы с Сербией.
Рано оставшись сиротой, будущий композитор вдоволь познал, что такое тяжелый крестьянский труд, безотцовщина. Он даже и в школу-то только не сумел походить. Пастушонком научился играть на свирели, рожке и тем зарабатывал себе кусок хлеба, играя на свадьбах, народных гуляньях. Освоил он и многие другие музыкальные инструменты. А когда вырос, возмужал и был призван в армию, попал в духовой оркестр. Там в полной мере проявились и получили дальнейшее развитие его исключительные музыкальные способности и талант.
По рекомендации Лера Ивановича направляют в город Галац, на должность капельмейстера духового оркестра 6-го полка. Именно там, в Галаце — красивейшем городе на Дунае – прошли лучшие и наиболее плодотворные в творческом отношении годы жизни композитора. В этом городе в 1880 году и был написан вальс «Дунайские волны», обессмертивший его имя. Не уступавший популярным и широко исполняемым тогда вальсам Штрауса, Зуппе, Легара и других признанных мастеров этого жанра танцевальной музыки, вальс Ивановича очень скоро широко распространился в странах Европы, Америки, Азии. Его горячо полюбили в России.
С приездом в Россию где-то в 90-х годах прошлого столетия связана одна из самых любопытных и по-своему таинственных страниц биографии композитора. Им были написаны во время этого турне такие произведения, как вальсы «Сувенир из Москвы», «Татьяна», «Сон на Волге», «На берегу Невы», полька «Побрякушки» и т.д.
Можно только догадываться по перечисленным названиям тех же вальсов, что Иванович побывал в Москве, Петербурге, возможно, плавал по Волге. Впечатления от встреч с Россией, с удивительной и неповторимой русской природой, с гостеприимным народом, безусловно, вдохновили композитора на создание этих произведений. И потому очень важно отыскать в архивах и библиотеках, на страницах газетной и журнальной периодики какие-то следы и отголоски этой его поездки по России, к которой Иванович всегда относился с большой симпатией. В репертуаре оркестров, которыми он руководил, непременно звучали произведения Чайковского, Глинки и других русских композиторов. В России, в свою очередь, проявляли большой интерес к его творчеству, о чем свидетельствуют многочисленные издания его произведений и их исполнение военными оркестрами, сохранившееся в записях на грампластинках.
Что касается «Дунайских волн», то это его произведение и тогда, и ныне воспринимается как своеобразный музыкальный символ интернациональной связи народов всех стран, по которым проходит и чьи берега омывает могучая, полноводная и красивая река, давшая название этому прекрасному вальсу.
Более ста вальсов сочинил за свою жизнь автор «Дунайских волн». Но только один этот вальс «прокатился» по всей планете, оставил о себе добрую звонкую память и растворился в общей музыкальной культуре народов. Другие же его произведения, хотя и часто исполнялись оркестрами, широкого распространения не получили и были забыты ещё при жизни их автора.
Зато он преуспел на военно-дирижёрском поприще, дослужившись до должности генерального инспектора всех военных оркестров румынской армии. А ведь на столь высокий и почетный пост назначались не самоучки, а музыканты с консерваторским образованием. Это ли не свидетельство незаурядных способностей и таланта героя нашего рассказа.
Умер Ион Иванович, не прожив и шестидесяти лет, и похоронен в Бухаресте, на кладбище Беллу.
А вальс «Дунайские волны» всей своей судьбой вот уже второе столетие опровергает утверждение, будто он «устарел». Мелодия его не раз вдохновляла поэтов на создание стихов. Раньше других это сделал Карол Скроб. Песня, сочинённая им, начиналась словами: «Плавно Дунай свои волны несёт…».
В репертуаре многих хоров «Дунайские волны» звучали со словами советского поэта и переводчика С.Болотина:
Дунай голубой, ты течёшь сквозь века,
Плывут над тобой в вышине облака.
А ночью встаёт над тобою луна
И песню поёт голубая волна…
И всё-таки большинству из нас напев этого нестареющего вальса помнится со словами Евгения Долматовского. Стихи поэт сочинил по просьбе Леонида Утёсова для одной из первых послевоенных программ джаз-оркестра, которым тот руководил. Датирует он их 1950 годом. Тогда же песня Долматовского на музыку Ивановича была записана на пластинку, прозвучала по радио, полюбилась и запомнилась слушателям. Звучит она и сегодня, оставаясь волнующим воспоминанием о боях и походах, о нержавеющей солдатской дружбе и братстве народов.
Помнят и любят «Дунайские волны» и на родине этого вальса – в Румынии. Там тоже есть его песенная «версия», которая по радио и с граммофонных пластинок звучит в исполнении популярной бухарестской певицы Карины Кирияк.