Найти тему
Major Пронин

Вера и доверие — не секрет успеха

Позавчера умерла кошка, за судьбой которой следили тысячи людей в России и сопредельных государствах. И даже ряд пользователей одного популярного портала из дальнего зарубежья. За несколько дней до того простой рабочий из маленького уральского городка нашёл ее, беременную и полуживую, в мусорке около дома. Приложив массу усилий, чтоб помочь животному выкарабкаться, мужчина выложил пост с фотографией и обычной просьбой быть добрее хотя бы к животным. Рассказав, что в связи с тяжелым жизненным периодом воспринимает найденыша как шанс сделать в этом мире хоть что-то стоящее.

Пост неожиданно вышел в топ, набрав массу плюсов и комментариев, где люди пытались поддержать кошку и ее неожиданного спасителя, высылая деньги и подарки, советуя или сочувствуя. Чуда не произошло, и кошка умерла на руках у несостоявшегося владельца. Остатки перечисленных на ее лечение средств были переведены приюту для животных, регулярно отмечающегося на том же портале.

Вероятно, именно профессиональная деформация не даёт мне воспринимать все произошедшее исключительно с эмоциональной точки зрения. Я оцениваю и провожу параллели, пытаясь если не найти причину, лежащую в основе того, почему эта банальная, в общем-то, история настолько трогательна. И настолько ярко «выстрелила» в сообществе, где регулярно появляются рассказы людей с гораздо более серьезными проблемами. Причин, по моему скромному мнению, несколько:

1. Развитие средств коммуникации и различных платформ, позволяющих существенно «сократить» расстояние между пользователями преодолело тот психологический барьер, когда живущий за тысячи километров от нас человек воспринимался неким виртуальным субъектом, не имеющим реального воплощения. Бесконечный онлайн, видео- и аудио- обмен создает идеальную иллюзию присутствия и влияния на происходящее.

2. Аналитические возможности ИИ, автоматизация и big data минимизируют субъективность в оценке выявляемых алгоритмов предпочтения потребителей. Никаких открытых анкет, галочек напротив пункта в списке. Наряду с огромными объемами виртуального контента это сводит на нет ощущение ценности личного опыта, а также возможности им делиться. Рецепты на сайте, лайфхаки в группе, опросы вообще сведены к минимуму. А как же «а вот у меня...», воспринимаемое с благодарностью, будь то советы по лечению кошки или способы справиться с депрессией?

3. За скриптами и методическими рекомендациями утрачено главное — искренность. Немудреная человеческая способность быть тем, кто ты есть. Без натужных попыток попасть в тренды или рыночную нишу. Васе Пупкину из Зажопинска настолько нечего скрывать, что это даже импонирует — в качестве варианта, обратного почти теологической сложности актуальных концепций самопрезентации. Такой же эффект часто возникает при зарождении стартапов, где, к примеру, пара криворуких энтузиастов собирает средства на обеспечение парусиновой обувью африканских бомжей на условиях «плати за две пары — получи одну». Или при активном воздействии на мозг какого-нибудь американского мечтателя, способного увлечь массы забытыми мечтами о покорении космоса.

Нельзя сказать, что вышеперечисленного достаточно во всех случаях для создания вирусного контента. Скорее всего, эти условия необходимы, но не достаточны. Окончательная формула, работающая в ста случаях из ста, будет выглядеть как рецепт средневекового алхимика, включая папин борщ, слезу ребёнка и обычную человеческую эмпатию. Важно следующее: если, несмотря на весь информационный шум, к людям пробиваются подобные истории, то «замыленный» разным контентом взгляд потребителя гораздо менее безразличен, чем кажется.