Несколько громких чрезвычайных происшествий. Ну, громкими-то они стали теперь, а тогда такие происшествия не афишировались. Возьмём случай с поражением ракетой, выпущенной РКР "Адмирал Головко" тральщика "Херсонский комсомолец". Только сразу и который уже раз предупреждаю - несколько часов провёл за подготовкой статьи и сколько свидетелей, столько и вариантов подробностей происшедшего. В основном все сходятся - стрельнули, попали не туда, а вот как это было в деталях, есть различия, например, количество погибших или какие помещения на корабле были поражены. Но тут уж ничего не поделаешь, вернёмся к теме.
Офицер противолодочного крейсера "Москва", тоже закрывавшего полигон: ... стрельба была очень ответственная для всего командования 150 обрРК и ЧФ - Приз Главкома нужно было взять - "кровь из носа"! Ажиотаж вокруг подготовки к стрельбе был как в растревоженном улье. Боевой расчет замордовали тренировками, проверками, постоянным "торчанием" всей цепочки флагартов и адмиралов за спиной. Тоже самое оказалось во время стрельбы.
Вполне знакомая картина, не так ли? Но это пишет один человек. А вот что - тот, кто находился в тот момент на крейсере "Адмирал Головко": Я был назначен в группу записи в ЦП «Бином»(приборы управления стрельбой)... Пришли в район, заняли позицию. Боевая тревога. Все по местам. Стрельба носовой ПУ. В ЦП «Бином» обстановка штатная. Рулит только командир 1РД. Никакой возни и суеты. Четкие команды, четкие ответы, четкие грамотные действия. Работают профессионалы высокого класса. И это не слова. Так оно и было. Пеленг на цель 270, дистанция 300 км.
Дальше немного своими словами, чтобы было короче. Во время полёта ракета немного отклонилась от курса, всего на 6 градусов. Курс скорректировали, далее снова предыдущий участник событий: Открыли визиры. И какая удача, сразу в секторе обзора головки наведения ракеты наблюдаются две четкие отметки. Третья тоже есть, но с небольшой флюктуацией. Связь с боевой рубкой. Там тоже наблюдают эту картинку (выносной индикатор для командования крейсера). На борту командир бригады. Последнее слово за ним. Возникла небольшая заминка при выборе цели. Наконец решение найдено, цель выбрана. "Захват!!! " Мичман Т…, оператор прибора управления ПКР выполняет команду сверху, «накалывает» визиром назначенную цель, нажимает кнопку «Захват». Все. Дальше ракета идет сама.
Целью оказался тральщик, охранявший район стрельб. Техника не подвела, ракета попала точно в цель. А ведь одной из отметок был противолодочный крейсер "Москва", ему здорово повезло, попадание в корабль с запасами авиационного топлива могло привести к непредсказуемым результатам. Деревянный тральщик был прошит насквозь. Из воспоминаний офицера другого корабля, БПК, взявшего потом тральщик на буксир: ...Подошли - "Картина маслом": в одном борту - аккуратная дырыща точно по силуэту П-35, чуть развернулись по ветру, видим другой борт - дырыща на весь надводный борт ближе к корме. Ракета прошла чуть по диагонали от борта к борту.
А вот воспоминания члена команды тральщика: Служил на БТ «Херсонский комсомолец» старшиной команды БЧ 1-4-7. ... Мне известно только о трех погибших членах экипажа, имена которых были отражены в памятной табличке в самом корабле. Удивило малое количество погибших. На пути ракеты должна была стоять аварийно-спасательная группа, но ее там не было. Кроме того из ПЭЖ вышли все мичманы покурить, причем двое из них были некурящими. Радист задыхался, так как крыло ракеты перерубило легкое, и ему был наложен бандаж из эластичного бинта. Перед смертью радист отправлял сигнал SOS с помощью аккумуляторной радиостанции, о ЗАС речь не шла — корабль был обесточен. Кок и посудомойщик, которые смотрели в иллюминатор, получили сильные ожоги, на них попал кипяток (из воспоминаний — яйца опустились до колен), поэтому их отмокали в морской воде.
Снова офицер "Москвы": Аварийная тревога, строим аварийные партии, барказы на спуск, поставить трапы. Докладываю о приеме вахты. Подвахтенного, сменившегося - старшим на барказы, командира БЧ-3 старшим аварийных партий. Весь экипаж БТ, оставшиеся в живых в шоковом состоянии. Погибшие и сохранившие тело (были без тела - вынесенные вместе с ракетой) уложены на юте БТ, покрыты брезентом с кровавыми подтеками. К ночи прибегает БПК пр.61 и берет БТ на буксир. Всю ночь и утро "Москва" идет вслед (как похоронщик на траурной церемонии"). Заступаю вновь в 08.00. Всю вахту слежу за дистанцией до БТ и невольно в пеленгатор вижу кровавый брезент. Вернулись наши с БТ - описания самые кровавые, мясо, кровь на переборках. Старшим на барказах выдано "шило", на вахту не ставить.
Вот так это бывает. А теперь случай с МРК "Муссон" на Дальнем Востоке. Перед ним стояла задача сбить ракету-мишень. После поражения ракета изменила траекторию и попала в "Муссон". Часть офицеров, старшин и матросов погибли сразу, остальные пытались бороться с огнём, а как горит алюминий надстроек современных кораблей, хорошо известно. Корабль был обесточен, что сделаешь ручными огнетушителями. Другим кораблям, было запрещено приближаться к МРК - тот был загружен артбоезапасом и зенитными ракетами. Еще большую опасность таили в себе крылатые ракеты в контейнерах «Муссона» (по три на каждом борту).
Когда стало ясно, что корабль не спасти, остатки команды покинули его вплавь и были подобраны другими кораблями. В итоге "Муссон" взорвался и пошёл ко дну, унеся с собой тела 39 погибших.
На Северном флоте тоже в 80-е годы три ракетных катера вышли в море для учебных стрельб. Низкая организация учений, выход из строя части навигационной аппаратуры, неиспользование в должном объёме связи и безответственность командования привели к тому, что ракетный катер Р-86 был поражён ракетой в борт, произошёл взрыв и пожар, катер затонул. Погибло несколько человек.
Подобные происшествия случались и в более поздние времена. Так в 2000 году расчёт 854-го берегового ракетного полка КЧФ производил стрельбы с м.Херсонес в Севастополе. Ракета, выпущенная подвижным ракетным комплексом "Редут", поразила гражданское судно "Верещагино" навылет, прошив его надстройку. Пролетев до "цели" почти 150 км, практическая ракета (болванка) точно навелась на надстройку и в 13:00 попала в правый борт возле иллюминатора каюты капитана и вышла через стенку коридора по ЛБ. Пострадал один человек, хорошо, жив остался. Судно забрело в район стрельб, предотвратить это оказалось некому. Результат на фото вверху.
На Севере ещё в 1972 году береговой ракетный комплекс поразил наш тральщик, выдворявший норвежское судно из района стрельб. Тральщик не утонул, но несколько человек погибло.
А может ли корабль "выстрелить себе в ногу"? Может.
В 2010 году, во время учений, СДК "Кировоград" украинских ВМС произвёл несанкционированный пуск двух ракет из 18-ствольной установки польского производства WM-18, стреляющие 140-мм неуправляемыми реактивными снарядами типа М-14-ОФ. Ракеты ударили в крышки трюма. Одна крышка ,перевернувшись в воздухе от взрыва,упала на своё место, но по диагонали.Вторая-ребром ушла в трюм, попав при этом на машину пехоты. В машине находился миномёт и два ящика мин к нему. Детонации, слава богу, не произошло. Среди экипажа корабля трое раненых и один угорел из спасательной команды.
А может ли пальнуть по берегу? Запросто. Бывают такие случаи.
29 июля 1998 года в Севастополе во время показательных стрельб по случаю Дня ВМФ выпущенный с малого ракетного корабля "Зарница" снаряд упал на берег и ранил старшину милиции Дмитрия Доценко. В ноябре 1998 года господин Доценко, получивший инвалидность II группы, подал в Ленинский суд Севастополя иск к Черноморскому флоту России с требованием компенсации в 100 тысяч долларов. О решении суда не сообщалось.
А когда я был курсантом, ходил в Севастополе рассказ, как при несанкционированном выстреле орудия одного из кораблей в бухте был поражён автомобиль "Запорожец", стоявший на улице где-то в возвышенной части города:)
За достоверность ручаться не могу, слухи - они такие...