Найти тему
Судострой

Проект 865 "Пиранья". Непродолжительная жизнь малой подлодки особого назначения

Оглавление

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге без особых торжеств отметили 30-летие вхождения в состав советского ВМФ первой малой подводной лодки специального назначения проекта 865 "Пиранья". С годами появляются новые подробности этого интересного и сверхсекретного проекта. Некоторые из них – в рассказе ТГД.

Малая подводная лодка проекта 865 / Фото: СПМБМ "Малахит"
Малая подводная лодка проекта 865 / Фото: СПМБМ "Малахит"

Работы над созданием малой подводной лодки для ведения разведки и специальных операций силами разведывательно-диверсионных групп на глубинах 10-200 м стартовали в 1974 году. Проект готовило конструкторское бюро "Малахит". Строительство велось на Адмиралтейских верфях.

Проектные работы велась в непростых условиях. Заказчик, в лице знаменитого вице-адмирала Ивана Хурса поставил крайне непростую задачу. Водоизмещение подводного корабля не должно было превышать 80 тонн. При этом лодка должна была иметь хорошую управляемость. Каждую дополнительную тонну водоизмещения проектантам приходилось согласовывать с большими усилиями.

Особенности проекта

Что нового было в проекте 865? Подводные аппараты, выполняющие более-менее схожую функцию, разумеется, уже были в распоряжении ВМФ СССР. Например сверхмалые лодки "Тритон-2". Однако "Пиранья" явно выделялась из их ряда.

Прежде всего, тем, что это была полноценная подводная лодка со всеми системами и собственным вооружением (2 мины и 2 торпеды). Только всё оборудование пришлось изготавливать в миниатюре, с нуля. В этом заключалась основная сложность для проектантов. Приходилось искать поставщиков, проводить опытные конструкторские работы, создавать специальные стенды. В результате технический проект был завершён только в 1981 году.

Далее, на "Пиранье" впервые была применена схема выхода боевых пловцов или легководолазов (максимум 6 человек) через шлюзовую камеру, а не через торпедный аппарат. Затем такое решение использовалось на иностранных кораблях аналогичного назначения.

Также лодка отличалась необычайно низким уровнем шумности. Дошло до того, что во время заводских ходовых испытаний при проверке шумности первой "Пираньи" её не смогла зафиксировать акустическая станция. Такие показатели достигались за счёт прочного титанового корпуса, лёгкого корпуса из стеклопластика, а также специальной амортизированной платформы, на которой располагались дизель-генератор, гребной электродвигатель, компрессор и прочее оборудование, создающее вибрацию во время работы.

Макет подлодки "Пиранья" в музее СПМБМ "Малахит" / Фото: ТГД
Макет подлодки "Пиранья" в музее СПМБМ "Малахит" / Фото: ТГД

В результате долгой работы к 1988 году на Адмиралтейских верфях была построена опытная лодка проекта 865 – МС-520 со следующими основными параметрами.

Длина – 30 м, ширина – 4,7 м, осадка – 3,9 м, водоизмещение – 220 т. Под водой лодка развивала скорость 6,6 узла. При автономности 10 суток дальность плавания достигала 1000 миль. Экипаж – 3 человека.

Всего по проекту 865 было построено две подлодки. Головная лодка – МС-521 была сдана заказчику в 1990 году.

Судьба после сдачи

Обе лодки отправились служить на Балтийский флот, в бригаду подводных лодок в Лиепае. О службе сверхсекретных кораблей известно немного. Некоторые наблюдатели иногда связывали беспокойство властей Швеции по поводу неизвестных подводных лодок в территориальных водах с появлением в Балтийском море "Пираний". Впрочем, документально это никак подтверждено не было.

Дальнейшая судьба обеих "Пираний" крайне печальна. Кораблям крайне не повезло со временем выхода в жизнь. На фоне сокращения финансирования армии в середине 1990-х было принято решение о выводе подлодок из состава ВМФ и утилизации. Исполнение решения несколько раз откладывалось. Тем не менее, к 2000 году, когда с момента сдачи кораблей прошло 10 лет, обе лодки были порезаны.

По одной из версий, роковую роль сыграл титановый корпус. Каждая из подлодок содержала около 100 т ценного металла, который пошёл на продажу и, по некоторым данным, попал в итоге в США. Из остатков лёгкого стеклопластикового корпуса, который оказался никому не нужен, энтузиасты в Кронштадте теперь пытаются создать макет подводного корабля.

Впрочем, нельзя сказать, что проект 865 на этом закончился. На его основе конструкторы "Малахита" разработали целое семейство малых подлодок для работы в прибрежных водах. Например, в настоящее время российские корабелы предлагают на экспорт проект "Пиранья-Т". При схожих размерениях с первой "Пираньей" корабль имеет чуть большее водоизмещение – 245 т, увеличенную до 2000 миль дальность плавания и более мощное вооружение, включая ракеты "Калибр".

Макет подводной лодки "Пиранья – Т" / Фото: ТГД
Макет подводной лодки "Пиранья – Т" / Фото: ТГД