Настольные ролевые игры (НРИ). Что знает о них обычный обыватель? Да практически ничего. Ну может слышал упоминание о Dungeons&Dragons в сериалах Очень странные дела или Теория Большого взрыва. Особо продвинутые видели пару выпусков HarmonQuest, но даже они не догадываются, что игры в нем проходили по Pathfinder, а не по D&D.
Вот в общем то и всё. Остальное многообразие настольных ролевых игр надежно укрыто в тени этих гигантов. Кажется, в НРИ только и можно, что воображать себя волшебником в дурацком колпаке да шугать орков по подземельям.
А между тем, на русском языке выходит все больше переводов известных зарубежных систем. И даже собственные отечественные продукты. Они охватывают все больше жанров: от традиционных приключений до хоррора, от детектива до мелодрамы. И только драма до недавнего времени оставалась непокоренной вершиной.
Почему? Об этом я и попробую рассказать в цикле статей Drama&Dragons.
А пока давайте просто разберемся, что же такое драма, и как в нее играть.
Среди начинающих мастеров превалирует бытовое представление о драме как о слезливом кусочке истории между сражениями. “Добавим драмы!” - говорят они. Как будто это такая приправа к приключению.
Убил собачку главного героя в процессе зачистки подземелья - вуаля! Драма готова.
Нет.
Драма - это узкоспециализированный жанр со своей структурой и собственными конвенциями, который требует от игрока и от мастера существенно переосмыслить и перестроить свое отношение к игровому процессу.
КОНВЕНЦИЯ - читательские/зрительские ожидания от произведения определенного жанра.
Драму нельзя просто добавить в игру другого жанра без изменения основы. Как в компьютерной игре нельзя без изменения жанра добавить шутер в стратегию.
Так что же такое драма?
Задолго до царя Гороха Аристотель в своей "Поэтике" выделил три типа поэзии:
- Эпическая поэзия - которая повествует о великих деяниях и (как не трудно догадаться из названия) эпических событиях.
- Лирическая поэзия - в которой герой рассказывает о своих внутренних переживаниях, чувствах и мыслях.
- Драма - которая отличалась от эпики тем, что события в ней происходили банальные, а героями выступали обычные люди. А от лирики - отсутствием авторского текста, живым (а не возвышенным) языком и подачей текста в форме диалога. А главное - драма предназначалась для постановки на сцене.
И здесь таится очень важный для нас момент. Большинство теоретиков драмы (от Гегеля до Волькенштейна) сходятся в том, что драма не является литературой в чистом виде. Драма - это синтез искусств на стыке литературы и театра/кино. Пьеса не может рассматриваться в отрыве от сценической постановки, а сценарий - в отрыве от экранизации. И этим драма, как никакой другой вид искусства, близка к игре.
Как пьеса не представляет собой законченного произведения, пока за нее не возьмутся актеры и режиссер, так и приключение не является игрой, пока в него не включатся игроки и мастер. Как в театре не бывает двух одинаковых постановок, так и в НРИ не бывает двух одинаковых игр, даже если использовалось одно и то же готовое приключение.
Несмотря на это, драма в играх практически не представлена. Почему? Да потому, что события и деяния куда легче поддаются оцифровке, нежели взаимоотношения людей. А драма - она именно об отношениях.
Тот же Аристотель указывает драму как искусство подражания реальной жизни. Драма создает действующую модель человеческих отношений, фокусируясь на внутренних конфликтах героев. Эти конфликты выражаются через выборы, совершаемые героями под прессом драматической ситуации.
Что это значит? В основном то, что драма - она о нас с вами. О простых людях с их желаниями, проблемами и переживаниями. Существует масса поджанров, вроде военной, криминальной, производственной драмы... но везде в фокусе произведения находится обычный человек.
Соответственно, драматическая игра - это игра персонажецентричная. Характеры персонажей являются объектом исследования и основой всего происходящего. Все локации и все события игры напрямую вытекают из внутренних конфликтов героев, стараясь обострить и подчеркнуть их, давая игрокам возможность раскрыться. Таким образом, если вы хотите проверить, является ли ваша игра драматической - просто выдерните из нее одного из героев и замените любым другим. Если игра при этом мгновенно разваливается и превращается в винегрет - вы на верном пути. Если же она все еще может продолжаться - значит вы играете не в драму.
Да, драма - это игра не про убитую собачку главного героя. Это игра про персонажей. Не про подвиги, ими совершаемые; не про события, с ними происходящие; и даже не про мир, который их окружает. А про разрывающие их страсти и противоречия, именуемые драматическим конфликтом. Этот конфликт лежит в основе всего. Весь окружающий социум, вся игровая вселенная вокруг героев существует лишь для того, чтобы отражать и обострять этот конфликт.
Кто-то скажет, что в этом нет ничего особенного, что все ролевые игры - в той или иной мере о персонажах. И это действительно так. Но! Драматическая игра требует совершенно иного подхода от мастера и от игроков. В драму нельзя играть "осторожно" или "оптимально". Цель игрока в драме - раскрыть истинный характер своего героя. А для этого необходимо, чтобы герой оказался в самом эпицентре драматической ситуации. То есть, игрок заинтересован раз за разом загонять своего героя в тупик, в кризис социальных отношений. Задача же мастера в обратном - вместо того, чтобы ставить препятствия на пути героя, он должен показывать герою путь: трудный выбор, благодаря которому герой может выбраться из данного тупика... и оказаться в новом!
Это отчасти похоже на игру в поддавки. Хотя я больше люблю сравнение с "прыжком веры". Игрок заставляет своего персонажа "упасть" в надежде, что мастер его "подхватит".
Да, это означает, что персонажи в такой игре защищены непробиваемой сюжетной броней (ведь без них вся история превратится в винегрет, как мы помним), но кого это когда останавливало? Не так много мы знаем произведений, где бы главный герой умирал во второй главе (да, я читал Джорджа Мартина). Обычно мы знаем (или догадываемся), что с главным героем фильма или книги все будет хорошо. И, тем не менее, нам интересно следить за ним.
Так и в игре. Мы знаем, что герой попадет в неприятности, и нам интересно: как он будет из них выбираться, какие выборы он сделает и каким он станет в конце. Именно таким образом драма исследует внутренний конфликт персонажа.
Это вовсе не означает, что в драматической игре герои не имеют преград и вызовов. Нет. Просто вызовы в драме лежат в другой плоскости. Цель и задача игроков не в том, чтобы "благодаря знанию правил и слаженному командному взаимодействию наиболее успешно пройти приключение". Но в том, чтобы "благодаря знанию конвенций и структуры драмы раскрыть персонажей и создать интересную законченную историю".
Фух... что-то длинно получилось, а я ведь и десятой доли не написал. Ладно, в следующих статьях разберу подробнее.
И да, я не претендую ни на звание "гуру" от НРИ, ни на лавры истины в последней инстанции. Если вы играете иначе - честь вам и хвала. Ибо "Наше хобби широко и разнообразно, а драма - лишь узкий и очень нишевой жанр для небольшой целевой аудитории".
Если статья вам понравилась, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. От этого зависит выход новых статей.