Каждый человек хочет быть привлекательным для других в межличностном общении с ними. Однако не каждому удаётся этого достичь. Кому-то мешает застенчивость, кому-то – отсутствие уверенности в себе, кто-то просто не знает, как можно эффективно и гармонично общаться с другими людьми. Межличностная привлекательность важна и в профессиональной сфере, в деловых отношениях.
Мне бы хотелось предложить некоторые практические рекомендации, которые, на мой взгляд, могут помочь Вам стать более привлекательным в межличностном общении с другими людьми.
1. Старайтесь быть самими собой в общении с другими людьми. Естественность поведения человека всегда более комфортна для окружающих его людей (если, конечно, эта естественность не связана с проявлениями агрессии по отношению к партнёрам по общению или с какими-то другими негативными поведенческими проявлениями человека, например, с его неуважением к окружающим). Людям будет проще с Вами общаться и понимать Вас, если Вы будете вести себя органично, в соответствии со своей собственной природой.
2. Старайтесь, по возможности, проявлять при общении, в том числе и деловом, не только психологические качества и свойства своего пола (мужские или женские), но и развивать в себе и проявлять при общении с другими людьми качества противоположного пола.
Если у человека одновременно достаточно сильно выражены как мужские, так и женские психологические качества, то говорят, что он обладает свойством андрогинности. Андрогинные с психологической точки зрения мужчины и женщины, являющиеся относительно свободными от жёсткой половой типизации, обладают более богатым репертуаром поведения, лучше адаптируются в обществе и более благополучны психологически. [1]. Такие люди часто лучше понимают окружающих и обладают более гибким поведением. Это становится возможным благодаря одновременному наличию у них ряда как мужских, так и женских черт.
Согласно результатам исследования, проведённого В.М. Погольшей в 1998 году, свойство андрогинности имеет отношение и к личному влиянию человека. Потенциал личного влияния может быть реализован более полно и эффективно, если у мужчин проявляются такие относительно женские черты, как понимание собеседника и мотивация помощи, а у женщин – такие относительно мужские черты, как сила воли, напористость и самообладание. [1]. Это противоречит общепринятым стереотипам о мужчине и женщине, однако позволяет более комфортно и эффективно общаться с окружающими.
3. Искренне уважайте и цените людей, с которыми Вы общаетесь. Окружающие будут ощущать Ваше уважительное отношение к ним, и сами, в свою очередь, тоже будут стараться относиться к Вам с уважением. Таким образом, Вам легче будет выстраивать и поддерживать деловые, приятельские и дружеские отношения с другими людьми.
4. Следите за тем, согласуется ли то, что Вы говорите, с Вашими невербальными проявлениями (мимикой и языком жестов). Часто это несоответствие вызывает сложности и непонимание в межличностных отношениях. Изучайте язык жестов и мимики для того, чтобы не только правильно согласовывать Ваши собственные вербальные и невербальные проявления, но и замечать соответствие или несоответствие этих проявлений у других людей. Это поможет избежать многих конфликтов и непонимания в межличностных отношениях.
5. Старайтесь внимательно слушать собеседника, не перебивая его. Когда собеседник уже закончил говорить, выждите несколько секунд, прежде чем ответить ему, так как, возможно, он просто сделал паузу в своём рассказе и вскоре продолжит говорить. К тому же Ваше молчание в течение нескольких секунд после окончания рассказа собеседника свидетельствует о том, что Вы обдумываете то, что он Вам сказал. После окончания повествования собеседника Вы можете задать ему уточняющие вопросы, более полно раскрывающие содержание его слов. [2]. Когда Вы всё уточните, Вы можете спросить у собеседника, правильно ли Вы его поняли, кратко сформулировав основную мысль его рассказа. После этого он Вам ответит, правильно ли Вы его поняли, и, если это необходимо, уточнит ещё раз то, что Вы не совсем так поняли. Уточнения и формулирование основной мысли высказывания собеседника необходимы для того, чтобы правильно понять собеседника, то есть услышать и уяснить для себя именно то, что он сам сказал, а не то, как Вы проинтерпретировали его слова. Это поможет избежать непонимания и вызванной им напряжённости в общении. Кроме того, Ваше умение внимательно и вдумчиво слушать собеседника даёт ему возможность почувствовать собственную значимость в своих и в Ваших глазах, а чувство собственной значимости является для человека одной из его самых важных потребностей не только в общении, но и в жизни в целом. Третьим важным следствием Вашего умения слушать и слышать собеседника является то, что Вы сами, слушая, получаете новую информацию, учитесь понимать точку зрения другого человека, а это делает Вас более гибким в общении с окружающими и обогащает Вас новым знанием и пониманием людей.
6. Цените и уважайте своих приятелей, друзей, коллег, цените крепкие приятельские, дружеские и деловые отношения с ними. Поддерживайте своих друзей и защищайте их, даже когда их в какой-то момент нет рядом с Вами. Недаром говорят, что самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Желаю Вам успехов на пути повышения Вашей привлекательности в межличностном общении!
Список использованной литературы
1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с. – (Серия «Учебник нового века»).
2. Трейси Б. Достижение максимума / Пер. с англ. В.Ф. Волченок. – 3-е изд. – Минск: ООО «Попурри», 2004. – 368 с. – (Серия «Успех!»).
Наталья Степанова