Американский суд подтвердил наличие у спутника Шерлока Холмса второй жены.
Авторские права на персонажей Шерлока Холмса и Доктора Ватсона не раз становились предметом судебных разбирательств и претензий, особенно за последние десятилетия. Во многом это связано не только с неугасающим интересом общества к загадочной фигуре сыщика и его друга доктора, но и с чередой киноадаптаций рассказов о великом сыщике. Практически каждая из них была основана на соглашении кинокомпании с правообладателем, либо, при отсутствии такового, становилась причиной для конфликта о нарушении авторских прав.
В настоящее время большинство юристов сходятся во мнении, что на территориях России, стран Европейского союза и ряда государств Азиатского региона все произведения о Шерлоке Холмсе уже являются публичным достоянием и могут быть свободно использованы кем угодно.
Сэр Артур Конан Дойль скончался 7 июля 1930 года. Таким образом, согласно законодательству большинства стран его авторские права истекли через 70 лет после его смерти - в 2000 году. В некоторых странах, где изначально посмертные сроки охраны были меньше 70 лет и продлевались последовательно принимаемыми законодательными актами, права на Шерлока Холмса истекли чуть раньше.
Однако, в других странах - в первую очередь США - авторские права на часть произведений про Шерлока Холмса продолжают действовать до сих пор. Это налагает ограничения на свободное использование образов сыщика и его коллеги доктора в других книгах, кинофильмах, спектаклях и компьютерных играх.
Ключевым решением о статусе авторских прав на Шерлока Холмса в США является дело Klinger vs Conan Doyle Estate, ltd. , рассмотренное окружным судом штата Иллинойс 23 декабря 2013 года, и подтвержденное апелляционным судом в 2014 году. Дело было инициировано американским литературным критиком на основании того, что к издательствам, публикующим его антологию произведений про Шерлока Холмса, были предъявлены требования о заключении лицензионного договора на использование образов Холмса и Ватсона с компанией, управляющей авторскими правами на произведения сэра Конан Дойля.
Согласно американскому законодательству об авторских правах все произведения, изданные на территории США до 1923 года, в настоящее время не охраняются авторским правом. Что касается произведений, изданных после 1923 года, они продолжают охраняться еще как минимум несколько лет (но не более 95 лет с момента их публикации).
Серия рассказов и повестей о Шерлоке Холмсе начала издаваться в 1887 году и продолжала дополняться сэром Конан Дойлем в течение всей его жизни. Последний сборник новых приключений был опубликован в 1927 году, за три года до смерти писателя.
Основным вопросом, поднятым в рамках судебного спора о действии авторских прав в США, стал вопрос о том, вправе ли третьи лица без согласия правообладателей использовать образ Шерлока Холмса и Доктора Ватсона, а также образы других персонажей рассказов о приключениях сыщика.
Правообладатели утверждали, что невозможно рассматривать каждый рассказ в отдельности от других. По их мнению, сэр Конан Дойль создавал образы героев целостными на протяжении всей жизни. При этом, образы менялись и наполнялись новыми деталями, событиями и приключениями. Шерлок Холмс как герой не может быть разделен 1923 годом (годом до которого произведения признаются в США находящимися в общественном достоянии).
Сыщик является целостным персонажем, образ которого изменяется и дополняется во всей совокупности цикла рассказов, а раз часть изданных после 1923 года рассказов охраняется авторским правом, свободное использование образов Холмса и Ватсона без согласия правообладателей не допустимо.
Оппоненты в суде, напротив, настаивали на том, что “Шерлок Холмс” и все связанное с ним давно “принадлежат всему миру”, и любые авторско-правовые ограничения использования образов героев недопустимы.
В своем решении по итогам спора суд указал, что все изложенное сэром Конан Дойлем в рассказах, изданных до 1923 года, уже является общественным достоянием, и исключено из-под действия авторских прав. В частности, исключены из-под действия авторских прав образы Холмса и Ватсона, однако, в том их наполнении, в котором они существовали в рассказах, изданных до 1923 года.
Суд прямо указал на то, что все элементы сюжета, а также все обстоятельства жизни героев цикла рассказов, изданных после 1923 года, все еще защищаются авторским правом.
В частности, суд прямо посчитал находящимся под охраной такие детали биографий героев как:
- наличие у Доктора Ватсона второй жены,
- описание спортивных достижений Доктора Ватсона в молодости,
- обстоятельства ухода Шерлока Холмса из детективного агентства.
В результате судебного решения на территории США сложилась ситуация, при которой любой может использовать образы Холмса и Ватсона, но только в ограниченных пределах: без права ссылаться на все обстоятельства, которые были внесены в образы героев поздними рассказами цикла. Фактически, пользователи могут свободно писать о сыщике и докторе, о том, что они друзья, о том, как они расследовали дело Собаки Баскервилей, сражались с профессором Мориарти на краю Рейхенбахского водопада, искали Сокровища Агры, но никто не вправе упоминать без согласия правообладателей детали биографии героев, которые изложены в завершающих рассказах, а также не вправе использовать тех персонажей, которые пришли в жизнь героев на страницах таких рассказов.
Особенно любопытен вопрос про вторую жену Доктора Ватсона, которая, согласно решению суда, была описана в поздних произведениях, и, соответственно, не может быть свободно использована в кинофильмах или книгах на территории США.
Фактически, вторая жена доктора, не будучи распространенным персонажем в кинофильмах и производных произведениях о сыщике в результате наличия ограничений авторских прав, останется в тени до момента истечения срока их действия.
Данный прямо прописанный в решении суда вывод особо примечателен тем, что в текстах рассказов, изданных после 1923 года, встречается крайне мало упоминаний о второй жене Доктора Ватсона.
Литературные критики и суд отмечают, что в последнем цикле о Шерлоке Холмсе жена упомянута всего в двух рассказах.
В рассказе “Побелевший воин” (Человек с побелевшим лицом”) содержится лишь одна фраза, касающаяся жены доктора:
“Судя по заметкам в моей записной книжке, мистер Джеймс М.
Додд посетил меня в январе 1903 года, сразу же, как только
закончилась война с бурами. Это был высокий, энергичный,
обожженный солнцем англичанин. Старина Уотсон в то время
покинул меня ради жены -- единственный эгоистический поступок,
совершенный им за все время, что мы знали друг друга. Я остался
один.”
Фрагмент рассказа А. Конан Дойля “Побелевший воин/Человек с побелевшим лицом” [http://lib.ru/AKONANDOJL/sh_white.txt]
Литературные исследователи цикла рассказов о сыщике отмечают, что первая жена доктора - мисс Мэри Морcтeн (миссис Ватсон) - покинула доктора уже к рассказу “Пустой дом”, что по хронологии цикла относится к началу 1890х годов. При этом, вопреки сценаристам сериала “Шерлок” , критики не могут из текста произведений сэра Конан Дойля сделать вывод о том, что первая жена доктора Ватсона умерла. Критики допускают возможность их развода либо ее ареста. Детальный анализ обстоятельств прекращения отношений доктора Джона Ватсона и мисс Мэри Морстен доступен по ссылке.
Учитывая, что действие завершающих рассказов происходит через десятилетие после сюжета рассказа “Пустой дом”, критики полагают, что в 1903 году [как об этом утверждается в рассказе “Человек с побелевшим лицом”] у доктора была вторая жена.
Еще одним из рассказов цикла, в котором - как прямо указывает суд - впервые появляется вторая жена доктора, является рассказ “Сиятельный клиент”(“Знатный клиент”). Интересно, что в тексте произведения нет упоминаний о том, что героиня рассказа, с которой общается и о которой проявляет заботу Доктор Ватсон, является именно его женой, а равно нет упоминания о наличии между ними каких-либо романтических отношений и чувств в принципе.
В этом смысле уникальность решения суда заключается не только в том, что он разъяснил вопрос, могут ли персонажи цикла рассказов о Холмсе и Ватсоне свободно использоваться без согласия правообладателей.
Суд установил обстоятельства личной жизни доктора Ватсона, признав юридической действительностью скрытые за текстом рассказа отношения двух персонажей, и, фактически, подсказал читателям имя второй избранницы доктора - мисс Китти Уинтер.
Правда, скорее всего, менее таинственными обстоятельства знакомства и отношений доктора Ватсона и мисс Уинтер станут только после окончательного истечения авторских прав сэра Артура Конан Дойля, когда их романтическую историю подхватят и опишут в ярких красках современные киностудии и новые авторы детективов - продолжатели дела знаменитого англичанина.
Автор: Игорь Невзоров
Больше интересных историй о товарных знаках и интеллектуальной собственности в нашем телеграм-канале и группе в Facebook.