Найти тему
машина

ЗИЛ, который построили во Франции

Друзья, в недавнем посте о самых необычных вариациях ЗИЛ-131 мы размещали фото пожарного автомобиля VMA-30. Он был построен в 1977 году на «сто тридцать первом» шасси во Франции фирмой Sides по советскому проекту. После этого в почту пришло сразу несколько просьб рассказать об этой машине чуть более подробно и показать больше фотографий, если они есть. Что ж, выполняем пожелание читателей, представив здесь фоторяд из архивной технической записки, составленной четыре десятка лет тому назад во ВНИИПО МВД СССР и посвященной этой уникальной машине!

Пару слов о том, откуда вообще взялся этот проект. В начале 1970-х годов в СССР спроектировали сразу несколько принципиально новых «пожарок», которые базировались на шасси ЗИЛ, но имели более прогрессивную и рациональную вагонную компоновку. Этой работой занимались две профильные организации – Всесоюзный НИИ пожарной охраны из Балашихи и ОКБ пожарных машин из Прилук (Украина), однако для проработки внешнего вида к проекту были подключены еще и специалисты в области промышленного дизайна из Всесоюзного НИИ технической эстетики (г.Москва). Автором облика этих машин в итоге стали четверо дизайнеров ВНИИТЭ во главе с широко известным в автомобильных кругах Владимиром Ивановичем Арямовым.

-2

Всего было разработано три проекта пожарных автомобилей вагонного типа. Самая большая из этих машин – автоцистерна с коленчатым гидроподъемником на крыше, базировавшаяся на трехосном шасси ЗИЛ-133Г1 – в силу своей технической сложности была воплощена лишь в виде масштабного макета. Два опытных образца самых маленьких автоцистерн на двухосном шасси ЗИЛ-130 построили прямо в ОКБ пожарных машин. А вот автоцистерны на шасси ЗИЛ-131 доверили строить французам из фирмы Sides после ознакомления с их продукцией на московской выставке «Пожарная техника – 75».

-3

Всего на фирме Sides в 1977 году построили два опытных образца таких машин, получивших обозначение VMA-30. После заводских испытаний одна из них осталась работать по прямому назначению во Франции, а вторая поступила в СССР, где сначала участвовала в различных выставках, потом несла боевое дежурство на спортивных объектах в ходе «Олимпиады-80», а в итоге осталась работать в Ленинграде.

-4

За стремительным обликом опытных вагонных «пожарок» скрывалось множество принципиальных отличий от тех автоцистерн, которые серийно выпускались в Советском Союзе. В частности, у них был значительно понижен центр тяжести, что положительно сказалось на устойчивости. Низкое расположение кабины и отсеков с оборудованием позволило ускорить время развертывания машины по приезду к месту пожара. Той же цели служили широкие и складывающиеся, как в автобусах, задние двери (их можно было открыть еще в движении, а выходить через них одновременно могли сразу двое пожарных). Водяной бак и кузов крепились к раме эластично, через резинометаллические амортизирующие элементы. Не применялись прежде на советских пожарных автомобилях дверки технологических отсеков в виде подъемных шторок, а также целый ряд специализированного пожарного оборудования (система распыления воды под высоким давлением, автоматический дозатор пенообразователя, автоматическая система забора воды и т.д.).

Демонстрация работы водяного пистолета, распыляющего воду под высоким давлением
Демонстрация работы водяного пистолета, распыляющего воду под высоким давлением

Но были и недостатки. В частности, машина получилась очень тяжелой, ее полная масса на 2 тонны превысила допустимую для шасси ЗИЛ-131. В этой связи мощности штатного 150-сильного мотора уже было недостаточно. Перегруженными оказались шины и узлы ходовой части. А маленький угол поворота передних ведущих колес добавлял VMA-30 проблем с маневренностью. Кроме того, столь оригинальная машина получилась еще и крайне дорогой, причем даже по западным меркам. А потому попытки продажи ее через сеть внешнеторгового объединения «Автоэкспорт» успехом не увенчались. Выпускать же такую сложную машину в СССР оказалось негде и некому.

-6

Остается лишь порадоваться, что оба образца VMA-30 уцелели до наших дней, являясь ныне музейными экспонатами. А вот аналогичным двухосным автоцистернам на шасси ЗИЛ-130, к сожалению, не повезло, и до наших дней они не дожили.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации,СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях!
Почта для связи: mmariyazen@yandex.ru, Мария Маркова
Авто
5,66 млн интересуются