Найти тему
Муравленко 24

Что делать, если ребенка травят в школе?

У всех из нас есть одноклассники, которых не забываешь даже спустя много лет после окончания школы. Для моего друга – это его первая любовь, для сестры – сосед по парте, который давал ей списывать, а для меня – мальчишка Вася. Вместе мы проучились в начальной и средней школе. Но если в младших классах Васька был добрым и отзывчивым, то, взрослея, превратился в задиру и провокатора.

Он старался насолить всем, кто был морально и физически слабее его. «Что за трансформация?» – думала я тогда. Оказалось, мальчишка стал жертвой буллинга, а затем и сам превратился в агрессора…

Буллинг означает целенаправленное насилие над другим, более слабым человеком. Этой болезни может быть подвержен любой организованный коллектив.

– Сегодня всё чаще встречается школьный буллинг. Он и широко распространён, и в то же время остаётся как бы невидимым. Мальчишки и девчонки абсолютно разных возрастов становятся объектами моральной травли. Такой негативный процесс наблюдается даже в детских садах. В школах же он набирает обороты и перерастает в серьезную и опасную проблему, которая может привести к трагическим последствиям. К слову, особо распространено это явление среди подростков, отмечает Лейла Райх, педагог-психолог второй школы.

Абьюзер – кто он?

Психологическое давление на человека всегда начинается, казалось бы, с безобидной шутки. Затем идут сплетни, различные оскорбления и непристойности, угрозы, шантаж. И так по нарастающей... Такие нерадикальные методы буллинга, если их не пресечь, со временем перерастают в настоящий террор, травлю. Здесь возникает вопрос – а кто затейник всего происходящего?

Начинает травлю всегда кто-то один. Зачастую – чтобы утвердить свой авторитет или же просто развлечься. Остальные же дети, наблюдая за действиями агрессора, или иначе абьюзера, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться.
Начинает травлю всегда кто-то один. Зачастую – чтобы утвердить свой авторитет или же просто развлечься. Остальные же дети, наблюдая за действиями агрессора, или иначе абьюзера, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться.

- Самое опасное, если учитель или другой взрослый не вмешается в эту ситуацию, а жертва не начнет сопротивляться, настроение одноклассников и других школьников может измениться – они перестанут сочувствовать или замечать происходящее и подключатся к травле, – говорит Лейла Гивиевна.

Психологи отмечают, что, в основном, буллеры – подростки, которые не получают достаточного внимания и любви от родителей. Тоска по этим чувствам вызывает у них сильную агрессию. Они всё время стремятся самоутвердиться за счет других людей, доказывая свое превосходство.

Если ребенок не выплескивает агрессию на старших, он ищет подходящую мишень. Когда на горизонте появляется жертва, у абьюзера загораются глаза. И он добивается признания окружающих путем насилия и террора. Также детское поведение «подогревается» гормональными бурями и психической нестабильностью.

Мишень агрессора

Жертвой буллинга может оказаться абсолютно любой ребенок. Но чаще всего таковыми становятся ребята, чем-то отличающиеся от своих сверстников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможности, внешним видом, семейным положением… Почему так происходит?

Дети – в большинстве ярые сторонники конформизма, поэтому отвергают тех, кто не похож на толпу. Цветные волосы одноклассника или его трендовый пиджак многие ребята воспримут не как подростковое подражание моде, а как попытку человека выделиться среди остальных, якобы быть лучше. Этот сигнал и даст старт негативному явлению – буллингу.

– Нередко жертвой морального террора становятся новички в школе. Они волей-неволей отличаются от одноклассников – уровнем знаний, характером, манерой общения, так как долгое время находились в абсолютно другом коллективе. Сверстники, оценивая приезжего, видят в нем чужака и отвергают его, – рассказывает педагог-психолог. – Отмечу, что многие агрессоры сами являются или являлись жертвой давления. Быть может, со стороны родителей или же старшеклассников.

Многие дети, подвергающиеся террору, стесняются об этом говорить. Поначалу они стараются не принимать происходящее близко к сердцу, абстрагируются от действительности, уверяя себя: «это всё происходит не со мной».
Многие дети, подвергающиеся террору, стесняются об этом говорить. Поначалу они стараются не принимать происходящее близко к сердцу, абстрагируются от действительности, уверяя себя: «это всё происходит не со мной».

Заложником такой ситуации стал и мой бывший одноклассник Вася. Оказалось, что на протяжении года его терроризировали ученики старшего звена. Сначала они дразнили мальчишку за его внешний вид, а конкретнее, за яркие свитера, которые носил Васька. Их, к слову, вязала его мама. Потом отпускали злостные шутки по поводу роста моего одноклассника, называя его великаном. И так по цепочке… Мальчишка терпел, ничего не рассказывал ни дома родителям, ни в школе учителям. Точкой кипения, которая навсегда изменила Ваську, стал бойкот, который ему объявили товарищи из команды по хоккею. На это их подвигли всё те же старшеклассники. Вася сломался и обозлился на весь мир. И с началом следующего учебного года это он уже начал вести себя как буллер: нашел жертву и стал оказывать на нее психологическое давление.

– Когда ребенка уже загоняют в угол, он взрывается, и все копившиеся внутри эмоции, которые он так тщательно подавлял, вырываются наружу. Чтобы такого не произошло, нужно пресекать буллинг еще на самых ранних стадиях, – говорит Лейла Райх. – При этом важно знать следующее. Травля – болезнь коллектива. Чтобы ее изжить, необходимо принимать самые серьезные меры. Недостаточно отругать и наказать одного буллера, здесь требуется кардинальные перестройки отношений в группе. Родители и специалисты должны работать со всеми участниками этого негативного явления. К примеру, ребенку, который буллит других, внимания и помощи нужно уделять не меньше, чем тому, который страдает от буллинга.

Бороться должны все

Говорят, проблему проще предотвратить, чем искать пути ее решения. С буллингом всё обстоит точно так же. Профилактикой травли необходимо заниматься с самого начала обучения.

Важно проводить классные и школьные часы, обсуждать болевые точки коллектива, совместно с педагогом или психологом пытаться их устранить.
Важно проводить классные и школьные часы, обсуждать болевые точки коллектива, совместно с педагогом или психологом пытаться их устранить.

Взрослые должны помочь детям создать дружеские отношения в учебном мире, сделать их поддерживающими и позитивными. Если же момент зарождения буллинга упущен и травля уже началась, требуется иной подход.

– Жертвы буллинга меняются на глазах. Они замыкаются в себе или, наоборот, становятся агрессивнее, отдают предпочтение объемным вещам, интуитивно стараясь спрятаться от окружающего мира, а также, возможно, скрыть следы травли – синяки, царапины… Если родители заметили эти и другие «знаки», они должны немедленно забить тревогу. Важно понимать следующее – пока взрослые не вмешаются в ситуацию, буллинг не закончится. Именно от их поведения зависит, будет ли прекращена травля или нет, – отмечает психолог. – Главное – не давить на ребенка, не выпытывать у него информацию. Взрослые должны поступать хитрее, мудрее, аккуратно узнать то, что скрывает сын или дочка.

Источник

Фото Муравленко 24 и из открытых источников