Очень сложно найти человека в странах СНГ, который не знает о танке Т-34. Ещё бы… Постаменты этих машин стоят у многих городов, а само название и силуэт стали символом победы в Великой Отечественной. Но, как и многие другие машины, Т-34 имеет множество тайн и секретных модификаций, о которых вы узнаете в этой статье.
Т-34/100
О Т-34 со 100 мм пушкой я уже писал и неоднократно, но наверняка есть те, кто не знают об этом детище.
Т-34/100 создавался в конце 1943 года, когда до РККА дошли данные разведки о новом типе немецких танков – Tiger B, он же «Королевский Тигр», или «Тигр2». К тому же, Т-34/85, несмотря на более мощную пушку, всё равно испытывал проблемы с пробитием немецких «Пантер».
К весне 1944, инженеры предложили два орудия, одно из которых было перспективным, а другое уже производилось массово. Речь идёт об ЛБ-1 и Д-10. Однако были проблемы… В стандартную башню Т-34/85, ни одно из орудий не устанавливалось без ущерба для личного состава… В связи с этим, башню изменили, но она по-прежнему сильно напоминала уже существующую.
В марте 1945 года, танк проходил испытания, но вскоре война окончилась и от Т-34/100 отказались в пользу более перспективных машин.
Т-34М (А-43)
Мало кто знает, но от Т-34 могли отказаться в 1940 году, перед самым началом Великой Отечественной Войны, которая «спасла» производство «тридцать четвёрки».
Т-34 хотели сменить более совершенным Т-34М. На макетах, его размеры куда меньше, подвеску изменили, а башня имела форму гайки, которую применили только в конце 1941 года и массово устанавливали в 1942 году.
Тем не менее, от проекта Т-34М, он же А-43, не отказались… Над ним работали всю войну, экспериментируя с формами и компоновкой. Тем не менее, многие массовые Т-34 обязаны своим существованием именно А-43, так как и башня «гайка» и «скруглённая» башня от Т-34/85 появились только благодаря эволюции проекта А-43.
Работы по А-43 закончились в 1944 году и тогда же на вооружение был принят новые танк – Т-44.
Vozilo A
Югославия в наши дни не вспоминается, но после Второй Мировой, именно она располагала наиболее серьёзной танковой армией, основой которой стали именно Т-34/85. Однако необходимость модернизации стала очень остро в 50-е годы, когда Т-34 стал просто морально устаревшим.
Vozilo создавался с 1947 года и представлял собой усиленную «тридцать четвёрку». Ходовая часть и агрегаты остались неизменными, но броня возросла, хоть и не на много… Вместо 45 мм, во лбу корпуса сделали 50, причём в некоторых местах угол наклона был двойным – 60 градусов, плюс 30 градусов.
Башня тоже претерпела изменений… Она стала более скруглённой и гладкой, а защита лба достигала 100 мм под рациональными углами наклона.
Вооружение практически не изменилось… Югославская пушка было улучшенной копией ЗиС С-53 калибра 85 мм, но на конце добавили дульный тормоз.
Из вспомогательного вооружения появился зенитный пулемёт Brouning M2.
Однако новый Т-34 был выпущен всего в 5-7 экземплярах, из-за возросшей на 3 тонны массы, несоответствия времени и просто малой надёжности двигателя и трансмиссии, которые наравне с подвеской были чрез чур перегружены.